Позиционно-независимый код

Третий способ – это относительная адресация, когда адрес получается сложением адресного поля команды и адреса самой этой команды – значения счетчика команд. Код, в котором используется только такая адресация, можно загружать с любого адреса без всякой перенастройки. Такой код называется позиционно-независшлым (position-independent). Позиционно-независимые программы очень удобны для загрузки, но, к сожалению, при их написании следует соблюдать довольно жесткие ограничения, накладываемые на используемые в программе методы адресации. Например, нельзя пользоваться статически инициализованными переменными указательного типа. Возникают сложности при сборке программы из нескольких модулей. К тому же, на многих процессорах, например, на Intel 8080/8085 или многих современных RISC-процессорах, описанная выше реализация позиционно-независимого кода вообще невозможна, так как эти процессоры не поддерживают соответствующий режим адресации для данных. На процессорах гарвардской архитектуры адресовать данные относительно счетчика команд вообще невозможно – команды находятся в другом адресном пространстве. Поэтому такой стиль программирования используют только в особых случаях.

Оверлеи (перекрытия)

Еще более интересный способ загрузки программы — это оверлейная загрузка (over-lay, лежащий сверху) или, как это называли в старой русскоязычной литературе, перекрытие. Смысл оверлея состоит в том, чтобы не загружать программу в память целиком, а разбить ее на несколько модулей и помещать их в память по мере необходимости. При этом на одни и те же адреса в различные моменты времени будут отображены разные модули. Отсюда и название. Потребность в таком способе загрузки появляется, если у нас виртуальное адресное пространство мало, например 1 Мбайт или даже всего 64 Кбайт, а программа относительно велика. На современных 32-разрядных системах виртуальное адресное пространство обычно измеряется гигабайтами, и большинству программ этого хватает. Основная проблема при оверлейной загрузке состоит в следующем: прежде чем ссылаться на оверлейный адрес, мы должны понять, какой, из оверлейных модулей в данный момент там находится. Для ссылок на функции это просто: вместо точки входа функции мы вызываем некую процедуру, называемую менеджером перекрытий (overlay manager). Эта процедура знает, какой модуль куда загружен, и при необходимости “подкачивает” то, что загружено не было. Перед каждой ссылкой на оверлейные данные мы должны выполнять аналогичную процедуру, что намного увеличивает и замедляет программу. Иногда такие действия возлагаются на программиста (Win 16, Mac OS до версии 10), иногда – на компилятор (handle pointer в Zortech C/C++ для MS DOS), но чаще всего с оверлейными данными вообще предпочитают не иметь дела. В таком случае оверлейным является только код.

В старых учебниках по программированию и руководствах по операционным системам уделялось много внимания тому, как распределять процедуры между оверлейными модулями. Действительно, загрузка модуля с диска представляет собой довольно длительный процесс, поэтому хотелось бы минимизировать ее. Для этого нужно, чтобы каждый оверлейный модуль был как можно более самодостаточным. Если это невозможно, стараются вынести процедуры, на которые ссылаются из нескольких оверлеев, в отдельный модуль, называемый резидентной частью или резидентным ядром. Это модуль, который всегда находится в памяти и не разделяет свои адреса ни с каким другим оверлеем. Естественно, оверлейный менеджер должен быть частью этого ядра.

Каждый оверлейный модуль может быть как абсолютным, так и перемещаемым. От этого несколько меняется устройство менеджера, но не более того.








Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 973;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.