Итальянский мадригал 16 века.

Мадригал. Интересно происхождение термина. По - итальянски – песня на родном языке ( материнском), т.е. итальянском, что указывает на светский характер текста, в отличие от духовных песен, исполнявшихся на латинском языке. Другое значение слова – пастух, что говорит об истоках мадригала, который был поначалу пасторалью, пастушьей песней.

Этот жанр развивался в Италии целое столетие. Он зародился в аристократических кругах и стал жанром элиты. Композиторы в мадригале обращались не к демократической поэзии, а к поэзии утонченной. Главные образы это Любовь, причиняющая человеческие страдания и Природа. Субъективное начало подчеркивается всеми средствами.

Композиторы стремились наиболее органично соединить музыку с текстом. Это привело к поискам нового музыкального языка.

На 1м этапе тексты были чисто лирические, созерцательные. В ранних мадригалах налицо влияние культовой музыки – возвышенность и отрешенность. Далее , в музыке стали воплощаться драматические тексты, обострялся и музыкальный язык. Жанр становится творческой лабораторией: значительную роль начинает играть полифония и тембры. В гармонии становится больше диссонансов. В конце 16 века появляются хроматические диссонансы. Композиторы начинают предпочитать контрастные тексты, в музыке контрастность складов изложения, ритмики, мелодики, тембров. Мадригал развивается от созерцательности к драматизму. Постепенно жанру хорового мадригала становится тесно , и к нему начинают привлекать инструменты и сценическое действо. Мадригал создает новые образы.

Мадригальность – символический мелодизм. Боль – острые аккорды, Смерть – нисходящее движение, Возвышенность чувств – восходящее движение. Все это еще и обусловлено свободой формы мадригалов. Все повторения не бывают точными. Характерно 4х – 5и голосие. Величайшими мадригалистами являются Лука Маренцио (1553 – 1599), Джезуальдо ди Веноза ( 1560 – 1613)

Джезуальдо – аристократ высшего ранга. Принц. Его мадригалы поражают стихами о смерти и безысходности. «Гибну в муках любовных» - характерен терцовый круг гармоний – хроматическая гармония того времени. В мелодии появляется интервал тритона. Форма этого мадригала заимствована из жанра вилланелы ААВСС. В мадригале « Я молчу, я буду нем» характерна обостренность, доходящая до безысходности.








Дата добавления: 2015-09-23; просмотров: 1572;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.