ПОСЛЕДОВАТЕЛИ СТРУКТУРАЛИЗМА

1.

ЛАКАН Ж. (1901-1981)

 

Жак Лакан- создатель структуралистского варианта психоанализа.

 

Для Лакана бессознательное – это не архив вытесненных или неосознаваемых психических процессов, а упорядоченная структура, которая допускает применение принципов лингвистиче­ского анализа.

 

1. РЕАЛЬНОЕ – ВООБРАЖЕНИЕ – СИМВОЛИЧЕСКОЕ

 

«Кто такой Сократ? Это человек, впервые придавший человеческой субъективности стиль, из которого вышло понятие знания, отвечающее требованиям определенного рода связности, - знания, предшествующего любому прогрессу науки в качестве дисци­плины экспериментальной» (Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. Кн. 2. М. 1999. С.10).

 

«Философская критика в адрес механистических по духу исследований опирается на то, что машина якобы лишена свободы. Я мог бы запросто доказать вам, что машина куда свободнее животного. Животные – это блокированная машина. Это машина, у ко­торой ряд параметров не может больше варьироваться. А почему? Да потому, что жи­вотное определяет внешняя Среда, это она подчиняет его некоему неизменному типу. И только потому, что мы являемся по отношению в животным машинами, то есть продуктом распада или разложения, мы и обнаруживаем большую свободу, если под свободой разуметь разнообразие возможностей. Под этим углом зрения на вещи нико­гда не смотрят» (Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. Кн. 2. М. 1999. С.49).

 

«…человек – это субъект, центр которого смещен (décentré) и причиной тому вовлеченность человека в игру символов, включенность его в мир символический. Но ведь именно в этой игре, в этом мире сконструирована и машина. Ведь машины, даже самые сложные, создаются не чем иным, как словами.

Слово- это прежде всего продукт обмена, с помощью которого люди опознают друг друга; так, если вы сказали пароль, вас пропустят с миром и т.д.. Именно с этого начи­нается круговорот речи, который, ширясь, образует мир символов, допускающий ал­гебраические расчеты. Машина – это структура, которая от деятельности субъекта как бы оторвана. Символический мир - это мир машины» (Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. Кн. 2. М. 1999.С.71).

 

«Субъект – это никто. Он разложен, расчленен. И он блокируется, он вбирается в себя либо образом другого, одновременно обманчивым и уже реализованным, либо собственным образом в зеркале. Там, в этом образе, он обретает единство» (Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. Кн. 2. М. 1999.С.81).

 

«Машина воплощает в себе символическую активность человека наиболее радикаль­ным образом, и для того, чтобы поставить вопросы на этом уровне, на котором мы их сегодня ставим, наличие ее – хотя, вы окруженные всем этим, того, что возможно, не замечаете – являлось необходимым» (Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике пси­хоанализа. Кн. 2. М. 1999.С.111).

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. Кн. 2. М. 1999.

2.

 








Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 886;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.