ХАЙДЕГГЕР М.(1889-1976)

 

Мартин Хайдеггер играет весомую роль в создании традиции экзистенциализма, но его концепция ближе всего принадлежит традиции феноменологии, чем экзистенциа­лизма. Мартин Хайдеггер был ассистентом у Гуссерля. Мартин Хайдеггер считается выдающимся немецким философом XX века. И действительно, к его творчеству об­ра­щаются большинство современных философов. Родился в семье ремес­ленников. Учился у Риккерта, был ассистентом у Гуссерля. В 1916 году издал диссертацию «Уче­ние Дунса Скота о категориях и значении»(1916), что дало ему до­центуру. Видимо бла­годаря изучению творчества Дунса Скота и средневековой философии, которая в те времена не пользовалась по­четом и мало кто её изучал, его философствование получило специфический оттенок. В 1927 году вышла его знаменитая книга «Бытие и время». С 1923 по 1928 г. был профессором Марбургского универси­тета. В 1929 году сменил ушедшего в отставку Гуссерля на кафедре философии Фрейбургского уни­вер­ситета. К этому периоду относится написание работ: «Что такое метафизика?», «О сущности основания», «кант и проблемы метафизики» и его основной работы «Бытие и время» (1927). Со­трудничал с нацистами, был членом НСДАП, хотя активного участия в на­ционал-социалистическом движении не принимал. Но это его не оправдывает, ибо в те времена передовые представители немецкой интеллигенции не только избегали ка­ких-ни­будь связей с нацистами, но и эмигрировали из Германии. Во времена нацистского режима им были напи­саны: «Гельдерлин и сущность поэзии» (1937), «Учение Платона об истине» (1942), «Письмо о гуманизме» (1943), «Сущность ис­тины» (1943). После освобождения Европы от нацизма был лишен права преподавания, потом с 1951 года вел различные курсы и семинары в Фрейбург­ском университете и других. В это время были на­писаны следующие работы: «Неторные тропы» (1950), «Введение в метафизику» (1953), «Что такое философия?» (1956), «Путь к языку» (1959), «Ницше» (1961). При всей путаности своих мыслей, а также нацистской ориентации его ментальности, М. Хайдеггер -фило­соф талантливый, его работы кое-что проясняют в философской про­блематике, содержат инте­ресные мысли.

 

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

 

Проблеме предмета философии в частности посвящена лекция «Что такое метафи­зика?» (1929). В ней, как у многих немецких философов напущено много тумана. Но можно вывести позитивное начало. Одной из главных функций философии явлется функция модернизации ментальных и других культурных форм. Естественно, это твор­ческий акт инновационного ха­рактера. Т.е. трансцендирование из устоявшихся в тра­диции форм, т.е. переход из «Бытия» в «Ничто», человек потому и философствует, подмечает Хайдеггер, что в это «Ничто» выдвигается. Этой простой истине Хайдеггер посвящает очень много страниц, перемежая все это терминами «ужас», «ничтожение» и т.д.

 

«Философия никогда не возникает из науки и через посредство науки. Она находится в совершенно другом строе духовного бытия. В том же строе, что и философия, находится лишь поэзия. Мышление начинается только тогда, когда оно осуществляется вопреки так называемому разуму, который в течении веков являлся самым яростным противником мышления» (Heidegger M. Was heibt denken? Tubingen. 1954. S.135)

 

Что такое метафизика?

 

«Ужасом приоткрывается Ничто» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М.,1993. С.21)

 

«Ничто дает о себе знать в настроении ужаса- но не как сущее. Равным образом не вы­ступает оно и как предмет анализа. Ужас вовсе не способ постижения Ничто. Тем не менее благодаря ему и в нем Ничто приоткрывается» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М.,1993. С.21)

 

«Человеческое присутствие означает: выдвинутость в Ничто. Выдвинутое в Ничто, наше при­сутствие в любой момент всегда заранее уже выступило за пределы сущего в целом. Это вы­ступание за пределы сущего мы называем трансценденцией. Не будь наше присутствие своего существа трансцендирующим, т.е. как мы можем теперь уже сказать, не будь оно заранее все­гда уже выдвинуто в Ничто, оно не могло бы встать в отношение к сущему, а значит и к самому себе» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М.,1993. С.22)

 

«Выдвинутость нашего бытия в Ничто на почве потаенного ужаса есть перешагивание за сущее в целом: трансценденция.

Наше вопрошание о Ничто призвано продемонстрировать нам метафизику саму по себе..

Метафизика - это вопрошание сверх сущего, за его пределы, так, что мы получаем по­сле этого сущее для понимания как таковое и в целом» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М.,1993. С.24)

 

«Человеческое бытие может вступать в отношение к сущему только потому, что вы­двинуто в Ничто. Выход за пределы сущего совершается в самой основе нашего бытия. Но такой выход и есть метафизика в собственном смысле слова. Тем самым подразуме­вается: метафизика при­надлежит к «природе человека№.Она есть ни раздел школьной философии, ни область прихотливых интуиций. Метафизика есть основное событие в человеческом бытии. Она и есть само человеческое бытие. Из-за того, что истина мета­физики обитает в этом бездонном основа­нии, своим ближайшим соседом она имеет по­стоянно подстерегающий её риск глубочайшего заблуждения. Поэтому до серьезности метафизики науке со всей её строгостью еще очень да­леко. Философия никогда нельзя мерить на масштаб идеи науки» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М.,1993. С.26)

 

Основные понятия метафизики.

 

«..возможно, измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее при­нижение её подлинейшего существа» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М.,1993. С..328)

 

«истолкование философии как мировоззренческой проповеди- ничуть не меньшее за­блуждение, чем её характеристика как науки» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М.,1993. С..328)

 

«Философия- последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его цели­ком и постоянно. Но что такое человек, что он философствует в недрах своего су­щества, и что такое это философствование? Что такое при нем? Куда мы стремимся? Не случайно ли мы за­брели однажды во вселенную? Новалис говорит в одном фрагменте: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома.»..» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М.,1993. С.330)

 

«Философия, метафизика есть ностальгия, стремление быть повсюду дома, потреб­ность- не слепая и растерянная, но пробуждающая в нас и побуждающая именно к та­ким вопросам в их единстве, какие мы только что ставили: что такое мир, конечность, уединение?» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М.,1993. С.331)

 

«Философия имеет смысл только как человеческий поступок. Её истина есть, по суще­ству, истина человеческого присутствии» ( Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и вы­ступления М.,1993. С.340)

«философия охватывающее понятие есть захват человека, и именно человека в целом- изгнанного из повседневности и загнанного в основу вещей. Захватчик тут, однако, не человек, сомнительный субъект повседневного времяпровождения и познавательного блаженства, но само присутствие, существо человека, ведет в философствовании свой захват чело­века» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М.,1993. С.343)

 








Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 839;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.