ПЕРСИДСКИЙ ОРНАМЕНТ

Персидский орнамент достиг своего расцвета к XV - XVI вв. Он возник под сильным влиянием художественных культур Востока, впитав в себя их достижения и творчески переработав в свой стиль, в котором угадываются элементы и арабского, и индусского, и византийского искусства. По своим стилистическим особенностям он сильно отличается от других восточных орнаментов и наиболее тесно примыкает к ассиро-вавилонскому.
Персидскому орнаменту свойственны внимательное и любовное отношение к формам природы, растительного и животного мира. В персидском искусстве в отличае от арабского и мавританского не было запрета на изображение животных, а потому персидские мастера достигли в нем большого совершенства.
Для персидского орнамента (ковры, ткани, керамика) характерно совмещение в одной композиции сплетений геометрических линий, стилизованных цветов и животных в движении. Стилизованная гвоздика, анемоны, шиповник, ирисы, нарциссы и разнообразные формы, полевых цветов чаще других используются персидскими художниками в их орнаментальных композициях. Из животных предпочтение отдается изображению льва, леопарда, серны, газели, верблюда, слонов и птиц.
Для иранской изразцовой керамики эпохи Ахеменидов (559 -330 гг. до н.э.) характерны законченность рисунка и богатство колорита. Основными цветами были синий, белый и зеленый. Изображались следующие мотивы: шествие лучников, фантастические существа, такие как парные крылатые сфинксы или крылатые быки.
В украшении золотых сосудов были распространены изображения цветка лотоса и пальметты, расположенные парами козероги, ставшие одной из удачных находок ахеменидского декора. Иногда фигура животного снабжена крыльями. На золотых украшениях одежды часто встречается изображение вписанного в круг рогатого и крылатого льва с повернутой назад головой.
В искусстве Сасанидов (226 - 651 гг. н.э.) орнаментальные сюжеты редко имеют религиозный характер, а большей частью посвящены прославлению монарха. В сценах охоты царь изображается невозмутимым и надменным, а животные в страхе убегают от него в разные стороны.
Посуда из драгоценных металлов украшалась орлами, крылатыми конями, козерогами, симметрично размещенными по обеим сторонам древа жизни. На серебряных бутылках можно встретить выпуклый орнамент в виде женщин – танцующих или несущих дары. На бутылках, украшенных чеканными и гравированными медальонами с изображением реальных и фантастических животных, использовались также рисунки в круге из розеток.
Ткани эпохи Сасанидов являются одним из блестящих достижений искусства Ирана этого времени. Здесь использовались характерные для Ирана мотивы орнамента: фантастические существа, собака-павлин «симург», грифоны, крылатые кони; из реальных животных – лев, козерог, кабан, петух и другие птицы. Есть также сцены охоты с фигурами всадников, симметрично расположенными по сторонам древа или пальметты. Все мотивы вписаны в круг, обведенный белым точечным бордюром.
Высокодекоративный характер этих мотивов вызвал многочисленные византийские подражания. Иранские мастера в отличие от византийских не стремились к многоцветности и большей частью ограничивались одним-двумя, порой тремя цветами.
Декоративность персидских тканей восхищала европейцев и была предметом подражания не только в Европе но и в других странах Азии вплоть до Китая.
В персидском орнаменте присутствует большое разнообразие цвета. Цветовые композиции строятся на мягких полутонах. Излюбленные цвета: голубой с аквамариновым оттенком, бледные розовые, приглушенный красный с терракотовым оттенком, блеклые синеватые, зеленоватые, охристые и т.п. В архитектурном орнаменте преобладает лазоревый фон с белыми цветами и зелеными листьями на нем.

АРАБСКИЙ ОРНАМЕНТ

Арабский орнамент много впитал в себя из персидского, византийского, отчасти греко-римского искусства.
В силу того, что изображения человека запрещались религией ислама, главной формой художественного воплощения мусульманской культуры стали архитектура и прикладные искусства, в которых чрезвычайного разнообразия и выразительности достиг орнамент.
В мусульманском искусстве выделяют два вида орнамента: геометрический – «гирих» и растительный – «ислими». Как правило они употребляются порознь. Но могут быть использованы вместе.
«Гирих» – в переводе с арабского означает «узел». Строится гирих на «сетках», образующих «узлы». Все построение его сводится к нахождению основной фигуры и ее точного местонахождения на «сетке». Иногда одна орнаментальная сетка как бы накладывается на другую. В основе построения гириха чаще всего лежит геометрия круга, правлиьное его деление на части, с помощью которых производится построение квадрата, прямоугольника, многоугольника. Иначе говоря, гирих создается с помощью циркуля и линейки.
В композиции гириха соседствуют и соперничают между собой десятки разнообразных геометрических орнаментов, полученных от многократного наложения многоугольников друг на друга, многоугольников на круг, и т. п.
Любой гирих выверен математически, построен согласно рациональному порядку, который дает возможность создать орнамент из одного бесконечно и механически повторяемого раппорта.
Успехи орнаментально-декоративного искусства Востока немыслимы без крупных научных открытий в области математики. Они приложили орнаменту широкий путь для создания отвлеченных геометрических построенией.

 

Орнамент, применявшийся арабами и именуемый обычно арабесками, состоял из сложно переплетяющихся в виде сетки декоративных мотивов геометрического и стилизованного растительного характера, дополненных надписями, выполненными канонизированными шрифтами: «куфическим», прямоугольными буквами арабского письма и «насх» (скорописным почерком). Отдельные элементы растительного узора служили для заполнения фона орнамента из геометрических фигур, а также для решения более самостоятельных задач.
Узорность – неотъемлемая часть средневекового (XI – XIII вв.) мусульманского орнамента. В эту эпоху узорность была присуща всем видам искусства Востока и является своеобразной определяющей стилью как в архитектуре и прикладных искусств, так и в поэзии и музыке. Мыслители и художники того времени предствляли себе все мироздание то в формах отвлеченных построений, то в виде фантастических животных. Бируни дал научное обоснование связи живой природы с геометризацией форм в искусстве, тем самим обосновав присутствие черт геометрии в орнаментальном творчестве.
В так называемом «цветочном стиле» философы средневекового Востока видели возможность, пусть даже в сказочной, «неземной» форме, выражать мечты человечества о покое, красоте, счастье.
На рубеже между растительными и геометрическими орнаментами стоят некоторые фигуры: медальоны. Розетки, фигурные арочки, мадохили, каймы.
Кроме них, арабский орнамент использовал и другие мотивы: зооморфные, мифологические (крылатые животные), астральные (луна, солнце, звезды), животный эпос древности, сцены охоты, священное древо жизни.
В орнаментальных росписях, в разработке резьбы преобладали красный и голубой цвета в сочетании с белым и позолотой; использовались и другие цвета – охристо-желтый, зеленый. Единой колористической гаммы не существовало; в различных странах Ближнего и Среднего Вастока применялись свои особые сочетания красок.
В архитектуре арабов были распространены так называемые сталактиты – сочленение мелких, нависающих друг над другом консольных нишек. Столактиты выполнялись из гипса, терракоты и создавали исключительно тонкую игру светотени.
Деревянные ножки, спинки, локотники немногочисленных форм мебели обрабатывались с применением различных геометрических типичных для арабов орнаментальных мотивов, среди которых самое видное место занимала стрельчатая пологая арка.








Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 3533;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.