IV. Некоторые формальные особенности повествования.

1) Афористическая форма изложения. То есть послание представляет собой совокупность отдельных мыслей, кратких изречений, порой не имеющих между собой прямых логических связей.

Хотя, епископ Кассиан (Безобразов) писал «замечательной стройности» повествования Иакова.[63] Скорее следует согласиться с оценкой, содержащейся в комментариях Толковой Библии: «Воодушевлённость речи Апостола и афористическая форма изложения мыслей допускает деление содержания послания не столько на логически-определённые части, сколько лишь на отдельные группы мыслей».[64]

 

2) Примечательным является словоупотребление Иакова. Он расширяет смысл понятий; => одно понятие выявляет диаметрально противоположные смыслы. В его исполнении это – своего рода поэтический приём. Например:

- «Унижение», ассоциирующееся с «высотою» и достоинством (1:9), противопоставляется «унижению», ведущему к увяданию и смерти (1:10-11).

- «Пустое благочестие» противопоставляется «чистому и непорочному благочестию» (1:26-27).

- «Мудрость, сходящая свыше» – «мудрости земной, душевной, бесовской» (3:13-18).

Но это – не просто лишь поэтический приём. Это – выявление запутанности, неоднозначности реальности. => На человеке ответственность в том, чтобы отличать белое от чёрного.

3) Применяет Иаков и иной противоположный приём, когда для описания одной и той же реальности использует слова антонимы. Например, у Иакова сливаются термины «богатый» и «бедный»: бедных Бог избрал быть богатыми верою (2:5). Т.е. один и тот же человек является бедным и богатым, более того, он богат из-за того, что беден».

4) Иная, уже содержательная особенность: имя Христа лишь дважды встречается в Послании Иакова (1:1; 2:1):

- Иисус называется «Господом Иисусом Христом» (Иак 1:1);

- «Господом славы» (Иак. 2:1).

Многие библиисты полагают, что и эти два случая упоминания Господа являются позднейшей вставкой. Соответственно, они относят Послание Иакова к сугубо иудейской письменности. При этом обращают внимание на тот факт, что в качестве примера терпения и страдания приводится не Иисус (как, например, у Петра -1 Пет. 2:22-23), а ветхозаветные пророки и Иов (Иак. 5:10-11). Не совсем понятно, о Христе ли говорится во фрагменте Иак. 5:6: «Вы осудили, убили Праведника. Он не воспротивился».

+ В силу этого, W.G. Kummel писал, что Послание Иакова изначально было иудейским посланием, воспринятым ранней Церковью с некоторыми изменениями и дополнениями.[65]

+ Дж. Данн более мягко высказывает мысль о том, что «Послание Иакова – самая иудейская книга Нового Завета, в которой христианские черты весьма неотчётливы».[66]

Стоящи на этих позициях исследователи любят обращать внимание на то обстоятельство, что для обозначения христианского собрания Иаков употребляет термин «синагога» (2:2).

 








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 2105;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.