Специфика английского готического стиля
Взаимодействие романских и готических черт составило основу развития английского зодчества. Английские готические соборы, как и романские культовые сооружения, сохраняли значительную протяженность. Характерным было преобладание горизонтальных членений над вертикальными, растянутые фасады, далеко вынесенные трансепты, различного рода притворы. Апсиды имели по преимуществу прямоугольное завершение, хор с обходом и капеллами встречается редко. Отличительной особенностью английских храмов является наличие сдвоенного трансепта. Кроме того, пространство английских соборов долгое время оставалось расчлененным: хор, нефы, трансепты были обособлены. Западные башни невелики, но башня над средокрестием выявлена сильнее, чем в готических сооружениях Франции и является главным носителем энергетического устремления собора ввысь. Система контрфорсов и аркбутанов не обнажалась в английском готическом зодчестве, но скрывалась кровлей, что позволяло сохранить романскую идею пестования пространства собора как ограненного, закрытого сосуда божественной энергии. Для английской готики типично сохранение романской функциональной направленности: с соборами были связаны постройки монастырского типа - залы капитула, капеллы, клуатры.
Гармония двух направлений в отношении земного и небесного начала свойственна художественной модели английской готики. Концентрированной точкой воплощения взаимооборачивания двух тенденций имманации и эманации становилась зона средокрестия. Здесь был сосредоточен главный световой поток, при общем относительном полумраке готического английского собора.
Период украшенной готики характеризовался интенсивным развитием нервюрного рисунка сводчатых перекрытий. Звездчатые, сетчатые, веерные своды со сложнейшей растительной орнаментикой представляли модель райского сада, в пространстве которого пребывал прихожанин, возводящий взгляд и помыслы ввысь, к своду собора.
Эпоха перпендикулярной готики сделала определяющими в конструкции и декоре здания прямоугольные пересечения при общей вертикальной устремленности архитектуры. В декоре преобладают пересечения горизонтальных и вытянутых вертикальных линий, прямые углы. Эти простые формы в период поздней готики в Англии вытеснили сложный и криволинейный декор.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1050;