Понятие осевого времени и его значение в философии истории К. Ясперса
К. Ясперс так же, как и другие представители формационного подхода, ориентируется на общечеловеческие процессы исторического развития человечества. Однако он не согласен с материалистическим пониманием истории, считая, что история как человеческая реальность определяется в наибольшей степени факторами духовными.
Ясперс выделяет доисторию, историю и мировую историю. История начинается около 5000 лет назад и долгое время развивается как история локальных цивилизаций. Между 800 и 200 годами до нашей эры в Китае, Индии, античной Греции, Персии и Палестине одновременно возникает феномен философской веры – веры в единые истоки и общее духовное единство человечества. Человек начинает осознавать бытие в целом, самого себя и свои границы. Он начинает ставить перед собой высшие цели, возникает недоверие к непосредственному опыту и эмпирическому знанию. Почти одновременно образовалось несколько духовных центров, внутренне духовно родственных. В истории возникает ось истории и осевое время и начинает формироваться мировая история. «Ось истории» – не явление Христа. Возможна вера, общая для всего человечества, которая объединяла бы все культурные регионы. Философская вера древнее, чем христианство и ислам.
Период развития локальных историй завершается соприкосновением, объединением людей для свершения мировой истории. Ясперс пишет: «Культуры древности, существовавшие до осевого времени, теряют свою специфику. Народы, которые были их носителями, становятся для нас неразличимыми по мере того, как они примыкают к движению осевого времени»[148]. По его мнению, осевое время ассимилирует все остальное.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 1014;