В процессе поэтапного осуществления преступления воры данной группы используют различные способы для решения локальных задач. Рассмотрим их более детально.

1. Способы изучения объекта кражи и поведения потерпевшего:

- общий осмотр местности и помещения, постоянное или периодическое наблюдение за поведением потерпевшего (пу­тем «прозвона» квартиры, наблюдения через окна за жильца­ми, осмотра электросчетчика, почтового ящика, установки раз­личных «маячков», подслушивания и т.п.);

- выявление средств сигнализации и охраны, укрепленности квартиры или другого объекта;

- изучение образа жизни соседей потерпевшего в целях раз­работки безопасных путей отхода, а также дислокации постов и маршрутов патрульно-постовой службы, сторожей.

2. Меры приготовления к краже:

- подготовка (подбор) или изготовление специальных тех­нических приспособлений (фомки, домкрата, веревок и др.);

- поиск автотранспортных средств. Так, группа Григорьева
предварительно угоняла автомашины, с помощью которых потом совершала в различных регионах страны кражи антиквариата;

- разработка и использование средств маскировки (пере­одевание в милицейскую или иную специальную форму), по­дыскивание рации для совместных переговоров, а также для прослушивания служебных разговоров работников милиции,
неоднократные ложные вызовы их на место происшествия с
фиксацией времени прибытия и др.;

- разработка надежного алиби соучастникам в случае их за­держания работниками милиции.

3. Способы осуществления преступления и сокрытия его следов:

- проникновение в квартиру путем взлома двери, окон, от­крывания замка либо в церковь путем разбора крыши, переку­сывания дужек замка на дверях, отжима узлов на кованой ме­таллической решетке и др.;

- изъятие исключительно ценных или уникальных вещей (коллекции или ее части), старинных икон и утвари из драгоценных металлов, новых носильных вещей и радио-, видеоап­паратуры и т,п.;

- стирание пальцевых отпечатков или оставление их умышленно смазанными и непригодными для идентификации, использование перчаток при совершении кражи и т. д.;

- если похищен ряд икон и преступники скрываются на автомашине, то лидер в пути следования осматривает иконы и малоценные либо громоздкие выбрасывает. Ценные громозд­кие иконы вначале скрывают в тайниках, расположенных по
пути следования (в заброшенных строениях, в стогу сена и т. п.), а в последующем забирают;

- похищенные предметы антиквариата хранят в основном по месту жительства знакомых, родственников организатора
группы, не участвовавших в совершении кражи.

4. Способы сбыта краденого антиквариата:

- профессиональные организованные группы крадут пре­имущественно дорогостоящие или уникальные предметы, при­чем заранее подыскивая надежного скупщика, которому пере­дают вещи в течение первых после кражи нескольких часов
либо дней;

- скупщик, являясь специалистом (коллекционером, искус­ствоведом, музейным работником и т. п.), в свою очередь пе­репродает вещи другому лицу либо иностранным гражданам.

Анализ краж показал, что по месту совершения преступлений они делятся следующим образом:

- из картинных галерей - 0,3 %;

- из музеев -1,1 %;

- из мест отправления религиозного культа (церквей, соборов, синагог и т. п.) - 20,1 %;

- из квартир граждан - 77,4 %.

Основными причинами, способствующими совершению данной группы преступлений являются:

1) недостатки в обеспечении государственного учета имеющихся в стране историко-культурных ценностей: вопреки решению совместной коллегии МВД и Министерства культуры РФ практически не ведется работа по формированию Федерального регистра особо ценных произведений старины и искусства. Еще хуже обстоит дело в религиозных учреждениях. Медленно решаются вопросы сплошной паспортизации произведений искусства, сосредоточенных в музеях, религиозных учреждениях, частных коллекциях. До настоящего времени отсутствуют четкие правовые нормы, регламентирующие ответственность за ненадлежащее хранение и использование культурных ценностей, регулирующие отношения коллекционера и государства. Большие затруднения в организации розыска похищенного возникают в связи с отсутствием государственных и региональных каталогов, фото- и видеотек произведений изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, хранящихся в музеях, местах отправления религиозных культов, а также в личных коллекциях. По словам одного из специалистов Центрального управления по борьбе с хищениями художественных ценностей Франции, главная трудность состоит в том, что в России никогда не было ни переписи, ни классификации большинства предметов антиквариата. Ее культурное наследие утрачивается, причем это мало кто замечает. Преступные группы пользуются этим «вакуумом», поскольку нет оснований говорить о каком-либо хищении предметов искусства. Даже если во Францию приходят сообщения о пропаже той или иной ценности, они носят слишком расплывчатый характер, отсутствуют фотографии. В большинстве случаев в течение нескольких

2) слабая техническая укрепленность мест сосредоточения культурных ценностей, плохая оборудованность средствами охранно-пожарной сигнализации, а также низкий уровень физической охраны;

3) ослабление режима въезда и пребывания на территории России иностранных граждан;

4) отсутствие двусторонних, либо многосторонних договоров со многими странами ближнего и дальнего зарубежья по урегулированию ввоза-вывоза художественных ценностей, в связи с чем усилия, предпринимаемые МВД по их возврату, не приносят ощутимых результатов;

5) плохая техническая оснащенность специализированных подразделении уголовного розыска;

6) значительная латентность рассматриваемых преступлений.

7) в сфере учета, хранения и использования культурных ценностей имеют место факты халатности и бесконтрольности. Порой своевременно не проводятся десятилетиями инвентаризации ценностей не только в местных краеведческих и иных музеях, церквах, но и в крупнейших музеях страны, в том числе и Эрмитаже. В результате этого из запасников похищаются ценнейшие произведения искусства, подменяются уникальные вещи.








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1167;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.