Предпосылки начала интеграционных процессов во второй половине 40-х гг.

 

По окончании Второй мировой войны Европа находилась в состоянии экономического, политического и идейного хаоса. Почти все государства континента, за исключением Испании, Португалии, Швеции и Швейцарии, понесли огромные материальные и людские потери, которые были особенно велики на востоке Европы. В период военных действий и массированных бомбардировок были уничтожены тысячи городов и сел (в том числе почти полностью разрушены Берлин, Дюссельдорф, Дрезден, Франкфурт, Гамбург, Кельн, Ковентри, Роттердам и Варшава), транспортная инфраструктура и промышленные предприятия. Погибло свыше 15 млн. европейцев, а спад промышленного производства в 1945 г. составил 30 % от уровня 1938 г. В результате войны заметно изменилась международная роль Европы. Если в первой половине века она доминировала в мировой политике, то в послевоенный период первенство в мире перешло к США и СССР. Европейское равновесие сил с началом «холодной войны» сменилось блоковым разделением, подкрепленным размещением на территории европейских государств американских и советских войск, а также неформальными соглашениями Большой Тройки о разделе сфер влияния.

«Холодная война» предопределила все послевоенное развитие мира, а значит, и процесс западноевропейской интеграции. Считаясь с усилением СССР в Восточной Европе, правящие круги стран западной части континента пошли на укрепление союза с США, которые представлялись им гарантом от коммунистической уг­розы. В свою очередь американцы использовали блоковое разделение Европы для поддержки процессов объединения государств Запада, о чем свидетельствовали «План Маршалла» и создание НАТО. Важно отметить, что именно США настояли на равных пра­вах ФРГ в Западной Европе и преодолели сопротивление Франции в этом вопросе. Именно США при осуществлении «плана Маршалла» способствовали созданию Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Именно американская позиция объединила европейское общественное движение и изменила отношение к идее Ев­ропы в правительствах западноевропейских стран. Однако США действовали отнюдь не бескорыстно, их позиция определялась стремлением за счет интеграции Западной Европы сплотить ее экономически и политически, усилив ее роль в противостоянии с СССР.

Стремление к интеграции после Второй мировой войны было сильнее, чем когда-либо раньше. Трагичные последствия двух мировых войн, политические и экономические трудности разделенного и разрушенного войной континента, понимание невозможности справиться с проблемами только собственными силами, осознание слабеющей роли Европы в международных отношениях склоняли политиков к поискам новых решений. В этот период интеграционные устремления доминировали над разницей в интересах отдельных государств. Важное место занимал также распад европейских колониальных империй, начавшийся после войны. Колонии перестали быть источником доходов и политического престижа для метрополии. Уход из заокеанских владений требовал уделения большего внимания европейским делам. Это особенно сказывалось на малых странах, таких как Бельгия и Голландия, которые с утратой колоний находили все больше выгод в процессе интеграции. Не случайно первым реально действующим интеграционным объединением в Западной Европе стал таможенный союз Бенилюкс, а инициатор его создания бельгийский политик Поль-Анри Спаак и в последующем играл видную роль в европейском движении. Говорилось о следующих преимуществах интеграции:

- повышение эффективности функционирования экономики;

- улучшение уровня жизни населения;

- совместное противостояние политическому давлению СССР;

- внутриполитическая стабилизация государств континента;

- возможность включения Германии в общеевропейское сотрудничество;

- сокращение экономического отставания от Соединенных Штатов.

Однако блоковое противостояние сделало невозможным протекание интеграционных процессов в масштабах всей Европы. Они начали развиваться раздельно в обеих частях континента, но в Западной Европе интеграция шла интенсивнее. Этому способствовало множество политических и экономических факторов, прежде всего более высокий уровень промышленного развития, большие торговые обороты, наличие демократических политических систем, и большая популярность интеграционных идей.

После войны появилось немалое количество идей и концепций интеграции, выдвигавшихся политиками, учеными, интеллектуалами, а также различными движениями и организациями. Важнейшими организациями являлись: Европейский союз федералистов, Лига европейского экономического сотрудничества, Французский совет за объединение Европы, Социалистическое движение за Соединенные Штаты Европы, Движение объединенной Европы в Великобритании, Международный союз христианских демократов, Европейский парла­ментский союз и др. Они довольно сильно различались между собой в идейном отношении, степени влияния, ориентации на определенные социальные и профессиональные группы. Большинство из них носили элитарный характер, и только Европейский союз федералистов смог создать относительно массовую организацию.

Эти организации вели активную деятельность, популяри­зируя идею объединения Европы. Они созывали съезды, конферен­ции, посвященные проблемам интеграции, разрабатывали десятки разнообразных интеграционных проектов, издавали массу пропаган­дистских материалов. Среди деятелей этих ассоциаций было немало ведущих западноевропейских политиков: первый канцлер ФРГ К. Аденауэр, премьер-министр Италии А. Де Гаспери; лидер социалистической партии и премьер-министр Бельгии П.-А. Спаак; политические деятели Италии и Франции А. Спинелли, Э. Росси, Э. Коломбо, Ж. Монне и Р. Шуман. Деятельность многих организаций финансировалась промышленно-финансовыми кру­гами Западной Европы и США. Так, в 1949 г. в США возник Комитет за объединение Европы, в состав которого вошли видные политические деятели, бизнесмены и представители интеллигенции, в том числе У. Фулбрайт, У. Буллит, А. Даллес, Г. Гувер. Комитет пользовался сочувствием президента Г. Трумена.

При всем разнообразии интеграционных концепций, появившихся в Западной Европе в первые послевоенные годы, их можно разделить на две основные группы. Федералисты призывали к созданию европейской федерации – чего-то вроде Соединенных Штатов Европы – с общими правительством и парламентом, наделенными наднациональными полномочиями. Такая модель объединения поддерживалась правительствами Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, а также немецкими европеистами. В свою очередь юнионисты выступали за координационный характер европейских институтов. Будущую Европу они видели как союз государств, в полной мере сохраняющих свой суверенитет. Эта модель пользовалась наибольшей популярностью в Великобритании, Ирландии и Скандинавских странах, что обуславливалось вековой традицией проведения независимой от континентальной Европы политики. Однако юнионисты были и в других странах, как, например, образованный в июне 1947 г. Французский совет за объединение Европы во главе с Р. Куртеном.

Большое влияние на становление в послевоенный период европейских движений, особенно федералистского толка, оказало знаменитое выступление Уинстона Черчилля 19 сентября 1946 г.в Цюрихе под названием «Трагедия Европы». Он заявил: «Мы должны создать новую европейскую семью, которая, возможно, будет называться Соединенными Штатами Европы. Первым шагом является создание Совета Европы. Если вначале не все государства Европы хотят или могут вступить в союз, мы тем не менее должны взяться за дело, чтобы объединить и сплотить те государства, которые хотят и могут это сделать… В этой неотложной работе Франция и Германия должны сообща играть ведущую роль. Великобритания, Британское Содружество наций, Америка и Советская Россия (а я хотел бы надеяться на ее участие в нашем проекте, ибо в этом случае можно было бы и в самом деле рассчитывать на надежный успех) должны стать партнерами и поручителями в строительстве новой Европы и должны в дальнейшем защищать ее право на мирное существование и процветание».

Импульс, данный речью Черчилля, привел в декабре 1946 г. к созданию Европейского союза федералистов. В него вошли представители различных политических и идейных течений, ставящих целью быстрое объединение Европы. В течение короткого времени секции союза появились почти во всех странах Западной Европы, объединяя в своем составе до 100 000 членов. Союз предлагал создание европейской федерации с общей законодательной, исполнительной и судебной властью. В июле 1947 г. Европейский союз федералистов совместно с Лигой европейского экономического сотрудничества, Французским советом за объединение Европы и Движением объединенной Европы образовали Координационный комитет движений за объединение Европы. Комитет стал организатором европейского конгресса, состоявшегося в Гааге 7-10 мая 1948 г. На конгресс прибыли около 800 делегатов из 25 стран, среди них были 12 бывших премьеров, 40 бывших и 20 действующих министров, более 100 парламентариев, писатели, ученые, общественные и профсоюзные деятели. Председательствовал на конгрессе У. Черчилль. Дебаты выявили существенные расхождения во взглядах на характер будущей интеграции между федералистами и юнионистами. Тем не менее удалось принять резолюции в политической, экономической и культурной областях, в основу которых была положена точка зрения умеренных федералистов. Так, политическая резолюция предлагала создание политического союза с Европейской Ассамблеей и судом по правам человека. Экономическая резолюция высказывалась за ликвидацию барьеров в торговле, таможенных пошлин, а в последующем – создание экономического и валютного союза.

Гаагский конгресс являлся знаковым этапом на пути к европейской интеграции. Он наметил широкую перспективу интеграционной деятельности, сформулировал ее принципиальные цели и повсеместно распространил интеграционные устремления в странах Западной Европы. Его результатом стало принятие нескольких важных политических и институциональных решений. 25 октября 1948 г. произошло объединение проевропейских организаций в Европейское движение, во главе которого встал зять Черчилля Дункан Сэндис. В течение полугода в него вошли все течения, за исключением Парламентского европейского союза Куденхова-Калерги, присоединившегося к Европейскому движению только в 1952 г. В феврале 1949 г. состоялся конгресс Европейского движения в Брюсселе, где были одобрены планы образования европейского политического союза, Европейского суда по правам человека, рассмотрены проекты создания Европейского парламента и Совета Европы. В последующие годы состоялось еще несколько конгрессов и конференций движения. В декабре 1949 г. конференция по культуре в Лозанне высказалась за создание Европейского колледжа в Брюгге и Европейского куль­турного центра в Женеве. Они продолжают успешно работать и в настоящее время.

Европейское движение сыграло главную роль в образовании Совета Европы, решение о создании которого приняла лондонская конференция десяти государств (Бельгия, Великобритания, Голландия, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Швеция и Франция) 5 мая 1949 г. Целью Совета Европы провозглашалось достижение большего единства между его членами, чтобы сохранять и воплощать в жизнь идеалы и принципы, составляющие их общее наследство, а также чтобы обеспечить им общественный и экономический прогресс. Главными органами Совета становились Консультативная Ассамблея и Совет министров, а их местопребыванием – Страсбург, что призвано было символизировать окончание франко-германского спора за Эльзас и Лотарингию. Создатели Совета Европы предполагали, что он примет характер общеевропейского политического квази-федеративного института, станет прообразом будущего наднационального европейского правительства и средством дальнейшего развития интеграции континента. Однако эти намерения не были реализованы, главным образом из-за разницы во взглядах между государствами-членами. На практике Совет Европы стал консультативной и координирующей организацией, формулирующей идеи и концепции в общественной, правовой и культурной сферах. Особое значение в нем придавалось проблемам прав человека и основных свобод. Тем не менее деятельность Совета по развитию европейской культурной идентичности, упрочению демократических институтов, решению национальных вопросов, поддержке политических, экономических и социальных реформ прокладывала дорогу интеграционным процессам, формировала благоприятный для них моральный климат на континенте, делала его своего рода «кузницей интеграционных концепций».

Образование Совета Европы стала вершиной деятельности Европейского движения. Большего усилиями общественных организаций добиться не удалось из-за идейной раздробленности сторонников интеграции, многообразия их планов, частого отрыва выдвигаемых концепций от возможностей их практической реализации. Однако общественное движение за создание единой Европы сыграло важную роль в пропаганде европейской идеи, сделало возможным перемещение ее в сферу практического рассмотрения, поставило предметом обсуждения на государственном уровне. Но для претворения ее в жизнь потребовались усилия заинтересованных правительств, увидевших в объединении Европы наилучший способ решения стоящих перед их государствами проблем.









Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 2166;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.