ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

1. Ограничить контакты с больными животными.

2. Ограничить контакты с животными, теоретически подверженными риску инфицирования лихорадкой Эбола, такими как, крыланы, мартышки или человекообразные обезьяны.

3. Не подбирать, не разделывать и не прикасаться к любым мертвым животным, случайно обнаруженным во влажных тропических лесах.

4. Тщательно обрабатывать (варить, жарить, запекать и др.) перед употреблением в пищу продукты животного происхождения, такие как, мясо, кровь, молоко и субпродукты (печень, почки, легкие, язык и др.).

5. При уходе за больным человеком использовать средства индивидуальной защиты, такие как, перчатки, водоотталкивающий халат, очки или лицевой щиток и маску.

6. После любого контакта с больным человеком тщательно мыть руки и лицо.

7. Мыть руки и лицо после выхода на улицу или посещения больницы;

8. Избегать попадания крови или выделений больных лихорадкой Эбола на кожные покровы.

9. Не прикасаться к трупам людей, умерших от лихорадки Эбола, если человек не одет в специальный защитный костюм.

10. Кроме того, человека с подозрением на лихорадку Эбола, необходимо госпитализировать в инфекционное отделение в изолированный бокс со строгим режимом.

11. Больной лихорадкой Эбола изолируется от окружающих и соблюдает карантин не менее 21 дня от начала инфекционного заболевания.

12. Больному лихорадкой Эбола выделяют отдельные, специально маркированные предметы личного пользования и обихода (например, посуду, предметы личной гигиены и др.).

13. Все предметы, которые использует больной лихорадкой Эбола, необходимо стерилизовать и хранить в отдельном боксе.

14 Предметы медицинского назначения, используемые для различных процедур (инъекции, перевязки и др.), необходимо сжигать.

15. Для текущей дезинфекции различных поверхностей и белья, контактировавших с больным лихорадкой Эбола, применяется 2 % раствор фенола.

16.Выделения больных лихорадкой Эбола перед утилизацией также обрабатывают раствором фенола. Кроме того, существует вариант специфической профилактики лихорадка Эбола, когда человеку, который еще не заболел, но контактировал с инфицированным, вводится специальная сыворотка, полученная от иммунизированных лошадей (аналогичная противостолбнячной сыворотке).

 

Точное летоисчисление древнеегипетской истории провести достаточно сложно, поскольку данные весьма ограничены. Поэтому время зачастую обозначается не столько столетиями, сколько - условно – династиями (исследователи насчитывают более 30 династий).

Кроме того, историю древнеегипетского царства принять делить на несколько периодов – Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.

Период Раннего царства - это период правления I и II династий. Приблизительно в 3100 г. до н.э. правитель Верхнего Египта Менес завоевал территорию и население Нижнего Египта и, объединив под властью I династии оба государства, основал новую столицу - Мемфис на бывшей границе между двумя царствами.

Период Древнего царства - скачок в развитии Древнего Египта. Одна из величайших эпох культуры и истории. Эпоха строительства пирамид в Древнем Египте. Под мудрым управлением фараонов в Египте процветала торговля и ремесла, развивались науки.

Первый переходный период (приблизительно в 2150-2040 г. до н.э.). Это период гражданских конфликтов и упадка Древнего Египта. Участились вторжения кочевников с востока и ливийских захватчиков. Новые цари IX и X династий установили свою власть в Нижнем Египте и сделали своей столицей Гераклеополь Фактически Египет снова был разделен.

Период Среднего Царства - период восстановления былого могущества Древнего Египта. Правитель города Фивы Ментухотеп II разгромил правителя Гераклеополя и вновь объединил Египет в единое государство. Он также изгнал из Египта чужеземных захватчиков и заключил ряд торговых соглашений с соседними государствами. которые весьма способствовали развитию страны.

Второй переходный период -- государство вновь пришло в упадок. Египет был завоеван гиксосами. К 1600 г. до н.э. началось освободительное движение против гиксосов и постепенное возрождение Египта.

Период Нового царства охарактеризован историками как период небывалого военного могущества египетских фараонов. Экономика Египта все больше и больше приобретала милитаристический, захватнический характер. Фараоны XVIII династии завоевали сравнительно большие территории и привели Египет в пору наибольшего рассвета.

Третий переходный период начался после смерти Рамсеса III. В этот период могучая Египетская империя начала рушится на глазах: коррупция, отделение восточных провинций.

В Поздний период правили XXVI - XXX династии. Ослабший и раздробленный Египет довольно быстро вступил в новую эру процветания и могущества. Египет снова начал увеличивать свои территории. Но с 525 по 404 г. до н.э., одержав ряд серьезных побед, персы установили свою власть в Египте. Восстания против персов приобрели массовый. В 404 г. до н.э. независимость была завоевана и в Египте на полвека вновь воцарились мир и процветание. Но в 343 г. до н.э. персы вновь завоевали Египет, затопив его огнем и кровью. Однако в 332 г до н.э. Александр Македонский завоевал всё Персидское царство, был принят египетским народом как освободитель и получил титул фараона. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. власть в Египте захватил Птолемей и основал в Египте новую династию - династию Птолемеев. Во II-ом веке до н.э. Египет под правлением Птолемеев начал приходить в упадок. А в 30 г. до н.э. Египет стал частью Римской империи.

Во главе египетского государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его при­родными, земельными, материальными, трудовыми ре­сурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие «дом фара­она» — (ном) совпадало с понятием государства.

Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фарао­ну, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Так в Египте сформи­ровалось представление о божественности фараона — он признавался сыном бога во плоти. Обожествление фараонов занимало цент­ральное место в религиозной культуре Египта.

 

Религия Древнего Египта представляла собой сложное напластование верований, возникших в разное время и в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству богов. Сколько всего богов создали и почитали египтяне, сказать трудно, некоторые исследователи пред­полагают, что счет шел на сотни и тысячи. Египетские боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка. Однако представления о возникновении такого порядка в различных землях были не одинаковые. Разные теологические центры, крупнейшими среди которых были города Гелиополь, Мемфис, Гермополь и Фивы, выдвигали каждый свою космогоническую версию, объявляя своего главного бога творцом мира, а всех наиболее популярных в стране богов – созданными им или ведущими от него происхождение. Общей для всех религиозных концепций являлась только идея об Изначальном Хаосе.

Важное место в рели­гиозных представлениях египтян занимал миф об Осирисе и Горе. Согласно мифу Осирис был некогда царем Египта. Именно он научил египтян возделывать землю. Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор вызвал Сета на поединок и победил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Однако воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых. Его наместником на земле, царем живых, стал Гор.

Египтяне признавали присутствие божественного начала «во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе». Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, кро­кодилам, баранам, навозным жукам — скарабеям и множеству других живых существ, считая их свои­ми богами.

Бык Апис считался «земным воплощением» и «слу­жителем» бога Птаха. Он жил в специальном священном хлеву при храме, где за ним ухаживали подготовленные для этого жрецы. При Аписе был гарем коров, ко­торых тщательно отбирали для него. Бык жил в полном спокойствии и довольстве и единственная его обязанность заключалась в том, чтобы время от времени демонстрировать себя верующим. Когда бык умирал, тело его бальзамировали и хоронили с соблюдением сложного ритуала при громадном стечении народа. Поиски такого, как он, преемника — «новорожденного Аписа» — были исключительно сложным делом: Аписом признавался только черный бык, с белым пятном на лбу в форме треугольни­ка, с наростом под языком в форме жука-скарабея. Всего таких признаков было около тридцати.

Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых они осо­бенно выделяли лотос. Они полагали, что цветки лотоса были уже в перво­бытном Хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом счита­ли и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски.

 

В настоящее время вы­сказано мнение, что все многочислен­ные боже­ства египетских хра­мов жрецы считали воплоще­нием Высшего Существа, единого Бога, невиди­мого и непости­жимого, который по­рождает сам себя в бесконеч­ности Вселен­ной. Египет­ские жрецы определяли его так: «Тот, кто существует сам по себе», «Первопри­чина всякой жизни». Это Высшее Су­щество —едино в своей сущности, но не едино в своем воплоще­нии; он порождает себя в себе самом и одновре­менно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. Таким образом в Египте было сформули­ровано понятие Троицы. Ученые полагают, что жрецы выражали атри­буты единого Бога и его раз­личные воплоще­ния в виде чувствен­ных пред­ставлений для того, что­бы облегчить народу веру.

 

Многобожие никак не способствовало централизации государства, подчинению покоренных Египтом племен, усилению центральной власти. Это особенно остро ощутил, живший в XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV. Поэтому он попытался провести религиозные реформы с целью установления единобожия, ввел новый государственный культ, объявив истинным боже­ством «солнечный диск» под именем бога Атона. Столицей государства он сде­лал город Ахетанон (современное городище Эль-Амара), а сам принял имя Эхнатона, что означало «угодный богу Атону».

Эхнатон попытался сломить усилившееся к этому времени могущество жречества: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, храмовое имущество конфисковано. Однако реформы вызвали сопротивление сильного и многочисленного слоя египетских жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-новатора, в числе которых был широко известный фараон Тутанхамон, не смогли продолжить его линию и вскоре вынуждены были пой­ти на примирение со жречеством. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти. Египтяне верили в бессмертие души — это было главной доктриной египетской рели­гии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрез­вычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиоз­ной и культурной, по и политической, экономической и военной.

Со смертью, полагали егип­тяне, погибает лишь материальная основа че­ловека. Нематериальной основы смерть не ка­сается, душа будет жить вечно, если для этого созданы необходимые условия. Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками. Однако ведущую роль играла Ка, являющаяся его бессмертным двойни­ком. Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожи­дало воскрешение.

Основным условием загробной жизни егип­тяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства из­готовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться и о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдени­ем всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отпра виться в Страну вечности.

 

 
 

 


Царство Осириса, однако, по представлениям древних египтян, вовсе не было раем: там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство Осириса не освобождало от необходимости работать. Правда, ра­боту за умершего мог выполнить его раб или слуга — их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах егип­тян уже окончательной — следствием ее становилось полное небытие человека.

Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о по­гребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти.

 

Важнейшей чертой древнеегипетской культуры было возведение пирамид. Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из еги­петских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается, как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воп­лотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага.

Самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду — строили более 20 лет; на этих рабо­тах было занято огромное количество людей. Размеры пирами­ды таковы, что внутри свободно мог бы разместиться любой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь — около 55 тыс. кв. м. Пира­мида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вес каждой глы­бы составляет примерно 2—3 тонны. Уди­вительным было строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже иголку. Снаружи вся пирамида Хеопса была облицована пре­красно отполированными известняковыми плитами.

Со II тыс. до н. э. пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня. А к началу I тыс. до н. э. для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили так же часто, как и пирамиды.

 

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чисты­ми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульп­тура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, по­вседневной земной жизни.

Большое развитие получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные ста­туи, выполняя роль двойников умерших, слу­жат вместилищем их душ. Были выработаны определенные типы портретных статуй — муж­чину обычно изображали в возрасте 40—50 лет — в расцвете сил, а женщину — в возрасте 20— 25 лет. Точно передавалось и социальное положение человека.

Художникам Древнего Египта было свой­ственно ощущение красоты жизни и приро­ды. Зодчих, скульпторов, живописцев отлича­ло тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу — созданию единого архитектурно­го ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства. Древние зодчие Египта умели прекрасно учитывать особенности географичес­кой среды, характер освещения.

Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра и хрус­таля, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозмож­ные украшения — золотые браслеты, ожерелья и кольца, отделанные драго­ценными камнями.

Показательно, что хотя на протяжении более трех тысячелетий египетское искусство и претерпит некоторые изменения, основной установленный в нем канон останется незыблемым:

· величина фигуры зависит от социального статуса изображаемого;

· своеобразный разворот фигуры на плоскости;

·

Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб., 2001. Ливрага Х.А. Фивы. М., 1997. Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. М., 1996. Маркова А.Н. Культурология. М.,1998.
фараон всегда изображался в состоянии статики, покоя;

· отсутствие перспективы;

· тело мужчины традици­онно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые.

Едино­образный тип древнеегипетской культуры определялся желанием сохранить и приумножить жизненную силу, жаждой бессмертия.

 

Наиболее древние египетские тексты, дошедшие до нас, — это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, сохранив­шиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н. э. Вероятно, существовали и более древние тексты, но они не сохранились. Ли­тература Древнего Египта представлена различными жанрами — это поучения царей и мудрецов своим сыновьям и ученикам, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания.

Одно из самых отвлеченных, абстрактных сочинений древнеегипетской литературы — «Беседа разочарованного со своей душой».

Примером повествовательной литературы I тыс. до н. э. является «От­чет Унуамона» о его путешествии по поручению фиванского верховного жреца в финикийский город Библ за лесом для храмовой ладьи. Унуамон подробно и живо рассказывает о своих злоключениях, не забывая, впро­чем, давать и волнующие описания природы.

Возникновение египетской письменности относят к XXX в. до н. э. Осо­бенности государственного устройства Египта требовали ведения значитель­ного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Постепенно на основе старой иерог­лифической письменности вырабатывается скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем, около 700 г. до н. э., из прежней деловой скорописи появилось новое письмо — демотическое (народное).

Музыкальная культура Египта — одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества и, таким обра­зом, была тесно связана с танцем, пантомимой, драматическими произведе­ниями, литературой. Постепенно произошло разделение музыки на культо­вую, придворную и народную. Эти музыкальные жанры были подвержены взаимному влиянию. Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками фараонов. На египетских фресках II тыс. до н. э. изображались лиры и барабаны, а также арфы, напоминающие по форме лук охотника. Музыка в Древнем Египте называлась «хи» — удовольствие, на­слаждение. Ей приписывалась магическая сила, и в соответствии с этим убеж­дением различные инструменты для ансамбля подбирались не по тембру их звучания, а по их мистическим свойствам. В этом случае, полагали египтяне, музыка сможет вылечить больного, вызвать дождь, победить врагов.

Наука являлась важнейшей частью египетской культуры: без научных знаний невозможно было нормаль­ное ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной.

Математика развивалась под влиянием практических потребностей: из-за подъема воды в Ниле египтянам приходилось постоянно измерять земельные участки и восстанавливать их границы после каждого разлива. Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, высчитать вмес­тимость корзины, величину кучи зерна, площадь круга, поверхность полуша­рия и шара (эта задача была решена во II тыс. до н. э.), рассчитать объем пирамиды.

Египтяне научились точно определять сроки посева, вызревания и жатвы зерна. Они создали точный календарь, построенный на наблюдении за небес­ными светилами. Началом года был день восхода самой яркой звезды — Си­риуса. Весь год состоял из 365 дней, он делился на три сезона, в каждом сезоне было по четыре месяца. Египтяне также создали точные каталоги звезд и карты звездного неба. Во II тыс. до н. э. были высказаны предположения о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем, они невидимы только потому, что на небе появляется солнце. Примерно тогда же были изоб­ретены древнейшие в человеческой истории часы — водяные и маленькие карманные и нашейные солнечные часики.

Значительных успехов добилась медицина. Развитию медицинской науки способствовал обычай мумификации трупов, во время которого жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого тела и его внутренние органы. При раскопках гроб­ниц были найдены разнообразные хирургические инструменты, что позволяет сделать вывод о широком развитии хирургии. Египтяне обобщали и система­тизировали свои сведения в области медицины — сохранилось до настоящего времени несколько лечебников, содержащих, правда, наряду с вполне рацио­нальными рецептами множество причудливых, колдовских. Рукописи II тыс. до н. э. содержали также подробные инструкции, как лечить раны, переломы и пр. Употреблялись такие лекарства, как толченое копыто осла, или «молоко женщины, родившей мальчика».

Ко II тыс. до н. э. относятся и древнейшие дошедшие до нас географичес­кие карты — на одной из них дан подробный план золотых рудников в Вос­точной пустыне.

Накапливались исторические знания. В Египте издавна вели список царей с указанием точных дат правления и подробным описанием событий, проис­шедших в годы их царствования.

В III тыс. до н. э. при дворе фараона появились школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее создаются школы при храмах, а со II тыс. до н. э. — при крупных государственных учреждениях. В школах обучали всех мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет, в школе царила суровая дисциплина, обычны были телесные наказания. Мальчиков обучали чтению, письму и счету, гимнастическим уп­ражнениям, плаванию, хорошим манерам. В школах при храмах мальчики получали религиозное образование, кроме того, они изучали астрономию и медицину. Дети высшей египетской знати учились в военных школах, выпуск­ники которых становились начальниками войск. В Египте существовало даже своеобразное высшее учебное заведение — «дом жизни».

 

С начала I тыс. до н. э. египетская культура все активнее воспринимает другие культуры — Крита, Сирии, рабовладельческих государств Двуречья, с которыми Египет широко торгует. В VI в. до н. э. Египет был завоеван перса­ми и их владычество продолжалось до 405 г. до н. э. Последующий, вслед за освобождением, период самостоятельности Египетского государства, был не­долгим. Уже в 332 г. до н. э. македоняне во главе с Александром Македонским (356—323 до н. э.) подчинили его своей власти. С этого времени начинается быстрый процесс эллинизации Египта, его культуры.

Египетское жречество приветствовало нового завоевателя, он был объяв­лен сыном бога Ра. Власть Александра, таким образом, была облечена в тра­диционные для Египта формы. В Египте был установлен культ нового бога — Сараписа, который соединял в себе черты важнейших божеств греков и егип­тян, и почитание Сараписа было повсеместно распространено среди как гре­ческого, так и египетского населения.

Важнейшим событием в жизни Египта того периода было основание но­вого города, названного Александрия в честь Александра Македонского. Город был построен архитектором Дейнократом по стройному плану и имел длинные прямые улицы. В городе были театр, библиотека, ипподром, множе­ство храмов, парков, садов, цветников, бань. В 280 г. до н. э. здесь был пост­роен знаменитый маяк высотою около 150 м. Александрийский маяк был на­зван одним из семи чудес света.

Внутренний рынок Александрии был емким: полагают, что в 1 в. до н. э. население города составляло 50 тыс. чело­век. Здесь жили греки, египтяне, евреи.

В III в. до н. э. в Александрии был создан Мусейон — Академия наук. В Муссейоне имелись залы для заседаний, столо­вая для ученых, место для отдыха.

Ученые, приезжавшие из разных концов греко-римского мира, содержались за государственный счет и работали под управлением особого чиновника — жреца муз, назначаемого царем.

Во II в. до н. э. в Александрии изобрели новый музыкальный инструмент — гидравлический орган. В нем воздух нагнетался не мехами, а водяным прес­сом. Это обеспечивало ровность и красоту звучания.

 

Следующий период в культурной истории Египта связан с Римской империей: в 36 г. до н. э. римские войска вступили в Александрию, и Египет был превращен а рим­скую провинцию, живущую неспокойной культурной и религиозной жизнью.

Римляне старались выжать из страны все, что можно, — росли налоги, многие египтяне были практически бесправны. В стране постоянно вспыхи­вали волнения. Особенно частыми были беспорядки в Александрии, которую римляне считали городом мятежников.

Пестрое в этническом отношении население Египта, разумеется, не имело единой религии. По-прежнему широко распространены были солнечные куль­ты, в которых солнце мыслилось как единственный или верховный бог. Неко­торые религиозные учения принимали формы примитивной магии и веры в демонов. Поклонялись и римским богам. Много было последователей и у раз­личных иудаистских течений и христианства, которое распространяется по территории Египта с I в. н. э.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА








Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 730;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.034 сек.