ЗАКОН ПОНЯТИЕ ЗАКОНА

 

Как было отмечено в предшествующем параграфе, необходимость существует в виде свойств и связей явлений. Определенные необходимые связи или отношения называются законами. Закон, таким образом, есть то, что неизбежно проявляется при соответствующих условиях. Например, закон стоимости, выражающий обусловленность цены товара общественно-необходимым количеством труда, затраченного на производство товара, неизбежно действует везде, где имеет место товарное производство. Или другой пример. Известный в физике закон зависимости сопротивления проводника от состава проводника, его длины и площади поперечного сечения необходимо проявляется в каждом случае прохождения электрического тока по проводнику, поскольку он обусловлен природой вещества, из которого сделан проводник, свойственными ему объективными характеристиками.

 

Указывая на то, что закон представляет собой необходимую связь, мы еще не раскрываем всей его специфики. Дело в том, что не все необходимые связи являются законами. Например, единичные (индивидуальные) необходимые связи не могут выступать в роли закона. Законом является лишь общая необходимая связь, т. е. связь, свойственная многим явлениям.

 

Например, закон полураспада, согласно которому в определенный (свой для каждого вещества) промежуток времени распадается половина вещества, в каком бы количестве оно ни было взято, проявляется не в одном каком-либо радиоактивном процессе, а во всех аналогичных процессах, свойствен всем радиоактивным веществам, т. е. является общей связью. Это касается любого закона природы, общества и человеческого мышления.

 

Будучи общей, повторяющейся связью, закон есть в то же время устойчивая связь. Он существует на протяжении всего времени существования соответствующей формы движения материи (определенной стадии ее развития) или мышления и будет существовать до тех пор, пока будут существовать явления, представляющие данную форму движения материи. Например, закон обусловленности сознания людей их общественным бытием возник с зарождением общества и будет существовать, пока будет существовать общество.

 

Другой пример: закон стоимости начал действовать в период разложения превобытнообщинного строя, действовал в рабовладельческом, феодальном обществах, действует при капитализме и продолжает действовать в условиях социализма. Данный закон сойдет со сцены лишь с построением коммунизма, когда совершенно отпадет необходимость в товарном производстве.

 

Итак, законом является необходимая, общая, устойчивая связь между явлениями или их сторонами.

 

ДИНАМИЧЕСКИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

 

Представляя собой общие связи (отношения), законы проявляются во множестве явлений. Однако форма их проявления не одинакова. Одни законы действуют в каждом явлении или материальном образовании, представляющем ту или иную форму движения или область действительности, другие - лишь в массе явлений.

 

Первые законы принято называть динамическими законами, вторые - статистическими.

 

В качестве примера Динамических законов можно назвать закон Ома, выражающий зависимость сопротивления проводника от его состава, площади поперечного сечения и длины. Этот закон охватывает множество различных проводников и действует в каждом отдельном проводнике, входящем в это множество. Примером динамического закона может служить также открытая Фарадеем связь между выделяющимся на электродах веществом и проходящим через электролит электричеством, в которой выражается пропорциональная зависимость массы вещества, выделенного на электроде, от количества электричества, прошедшего через электролит. Эта закономерность характерна для всех случаев прохождения электричества через растворы и проявляется в каждом из них.

 

Статистический характер имеет, например, взаимосвязь изменений давления газа и его объема при постоянной температуре, выявленная Бойлем и Мариоттом. Данная закономерность имеет место лишь в массе хаотически перемещающихся молекул, составляющих тот или иной объем газа. Отдельная же молекула ему не подчиняется. Сталкиваясь с другими молекулами, молекула то и дело меняет направление своего движения и скорость. В результате всего этого сила, с которой всякий раз ударяет та или иная молекула газа о стенки сосуда, является случайной, она зависит от бесчисленного множества обстоятельств. Но через всю эту массу изменений скоростей движения и соответственно сил удара о стенки сосуда различных молекул, составляющих данный объем, пробивается определенная закономерность, а именно: давление газа меняется обратно пропорционально его объему.

 

Статистическими являются заслоны квантовой механики, касающиеся движения микрочастиц; они не в состоянии определить движения каждой отдельной частицы, но определяют движение группы их, того или иного множества.

 

Отличительной особенностью динамических законов является то, что они позволяют довольно точно предсказать возникновение соответствующего явления, изменение его свойств и состояний. Например, опираясь на закон пропорциональной зависимости массы выделяющегося на электроде вещества от количества прошедшего через электролит электричества, можно точно предсказать, какое количество вещества выделится в том или ином конкретном случае.

 

В отличие от динамических законов, статистические законы не позволяют точно предсказать наступление или ненаступление того или иного конкретного явления, направление и характер изменения тех или иных его характеристик. На основе статистических закономерностей можно определить лишь степень вероятности возникновения или изменения соответствующего явления.

 

ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ЗАКОНЫ

 

Хотя все законы являются общими связями (отношениями), однако действуют они не в одинаковом круге явлений. Одни из них охватывают больший круг вещей, другие - меньший.

 

Законы, действующие в большем круге явлений, по отношению к законам, действующим в меньшем круге, выступают как общие законы; вторые же выступают как частные, специфические законы.

 

Например, закон зависимости свойств химических элементов от заряда атомного ядра, действующий во всех химических элементах, является общим по отношению к закону смещения Фаянса-Содди, касающегося лишь радиоактивных элементов.

 

Понятие общего и частного законов является относительным.

 

Один и тот же закон в различных отношениях может выступать и как общий, и как частный. По отношению к закону, охватывающему больший круг явлений, он будет выступать частным; по отношению же ь закону, действующему в меньшем числе явлений, общим. Например, закон стоимости по отношению к закону соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил является частным, поскольку он действует не во всех обществах, как первый, а лишь там, где существует товарное производство. Но по отношению к закону прибавочной стоимости он выступает как общий, т. к. закон прибавочной стоимости проявляется в меньшем круге явлений, чем закон стоимости: действие закона прибавочной стоимости связано не с любым товарным производством, а лишь с капиталистическим.

 

Наряду с законами, которые в зависимости от конкретных отношений могут выступать и как общие, и как частные, существуют такие законы, которые во всех отношениях являются общими. Эти законы называются всеобщими. Они свойственны всем областям действительности. По отношению к ним все другие законы выступают частными, поскольку связаны лишь с некоторыми областями действительными. Всеобщие законы изучаются философией. Законы же, связанные с той или иной формой движения материи, исследуются частными науками.

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩИХ И ЧАСТНЫХ ЗАКОНОВ

 

Как же действуют общие и частные законы? Общие законы могут действовать самостоятельно и проявляться через частные законы.

 

Общие законы проявляются через частные, когда и те и другие касаются одной и той же связи (отношения) . Когда же общий и частный законы касаются различных связей (отношений), они существуют и действуют рядом, один наряду с другим.

 

Возьмем для примера закон смещения Фаянса-Содди. Согласно этому закону, атом радиоактивного элемента, подвергающийся распаду, испытывает следующие превращения: с испусканием альфа-частицы заряд ядра исходного элемента уменьшается на две единицы. В результате элемент оказывается сдвинутым в периодической таблице на два столбца влево по отношению к исходному элементу.

 

С испусканием же бета-частицы возникает новый элемент, сдвинутый по отношению к исходному на один столбец вправо, соответственно увеличению заряда ядра и, следовательно, атомного номера на единицу. Данный закон, являясь общим, существует через специфические законы, его содержание составляет лишь момент, или сторону, содержания этих специфических законов. Например, радий, подвергаясь распаду, превращается в радон. Это для радия является специфическим законом. В нем фиксируется превращение радия в радон. Но одним из моментов этого превращения является перемещение в периодической таблице на два столбца влево. Радон в периодической таблице действительно находится на два столбца левее радия. Этот момент - перемещение влево на два столбца - повторяется у всех других радиоактивных элементов при испускании альфа-частицы ядрами их атомов. Другие моменты, например превращение при альфа-распаде радия именно в радон, а не в другой какой-либо химический элемент, у всех других радиоактивных элементов не повторяются, они свойственны лишь атомам радия. Это же можно наблюдать и при альфа-распаде урана, который превращается в торий, находящийся в периодической таблице на два столбца влево, т. е. имеющий атомный заряд на две единицы меньше атомного заряда урана. Превращение именно в торий является законом только для урана, но в качестве момента в содержании этого закона мы находим и общее всем радиоактивным элементам смещение на два столбца влево.

 

Проявление здесь общего закона через специфические не случайно: они - эти два вида законов - касаются одной и той же связи одного и того же отношения.

 

Иное мы видим в соотношении общего закона Бойля-Мариотта (касающегося всех идеальных газов и указывающего, что для данной массы при постоянной температуре давление газа меняется обратно пропорционально его объему) с частным законом Дальтона (относящимся не ко всем идеальным газам, а только к тем, которые присутствуют в смеси с другими идеальными газами, и определяющим связь между общим давлением смеси и частным давлением отдельных газов, составляющих эту смесь) . Эти два закона существуют рядом, содержание их ни в какой части не совпадает.

 

Здесь общий и частный законы касаются различных связей и отношений. Если первый закон (Бойля-Мариотта) характеризует связь между давлением и объемом газа при определенных условиях, то второй (Дальтона) - связь между общим давлением смеси и частными давлениями отдельных газов, составляющих эту смесь.

 

Аналогичное положение имеет место в соотношении закона соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил (общий закон) и основного экономического закона социализма, требованием которого является обеспечение максимального удовлетворения материальных и культурных потребностей людей путем развития социалистического производства на базе высокоразвитой техники (частный закон). Первый характеризует связь между уровнем развития производительных сил и производственными отношениями, второй - между непрерывным ростом производства и потребностями людей. Содержание первого закона указывает на необходимость изменения производственных отношений по мере развития производительных сил, содержание же второго указывает на цель производства и на средства ее достижения. Касаясь различных связей и отношений, данные законы никак не могут проявляться один через другой, а действуют вполне самостоятельно, один наряду с другим. Существуя самостоятельно, они не изолированы друг от друга, а органически связаны, но эта взаимозависимость коренным образом отличается от проявления одних законов через другие.

 

Рассмотренная здесь взаимосвязь между общими и специфическими законами вытекает из всеобщих закономерностей развития материи. В процессе развития осуществляется отрицание одних материальных образований и возникновение других, представляющих более высокую ступень. Всякое материальное образование более высокой стадии развития включает в себя в снятом (преобразованном) виде то, что было свойственно материальному образованию более низкой стадии развития, т. е. удерживает все положительное, что было достигнуто материей в ее предшествующем развитии.

 

Но наряду с этим у материальных образований более высокой стадии развития появляются и новые специфические свойства, возникающие в результате появления новых видов взаимодействия, новых отношений и связей. Например, при переходе от атома к молекуле молекула, удерживая в своем содержании все то, что было обусловлено взаимодействием "элементарных" частиц, образующих данный атом, приобретает новые специфические свойства, обусловливаемые новыми отношениями, новым видом взаимодействий - взаимодействием атомов между собой. При переходе от бесклеточных живых организмов к организмам с клеточным строением последние, удерживая определенные отношения и связи, присущие первым, образуют вместе с тем систему совершенно новых связей и отношений.

 

Аналогично обстоит дело и при переходе общества от одной экономической формации к другой.

 

Но поскольку при переходе материи с одной стадии развития на другую во вновь появляющихся материальных образованиях возникают новые связи и отношения, то в них, наряду с некоторыми старыми законами, действующими в материальных образованиях низших стадий развития, начинают действовать и новые, специфические законы, возникающие в связи с новыми специфическими связями и отношениями. Так, в молекуле наряду с законами, регулирующими взаимоотношение "элементарных" частиц, составляющих атомы, начинают действовать новые законы, регулирующие взаимоотношение атомов. В социалистическом обществе, наряду с некоторыми законами, свойственными предшествующим формациям (закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил, закон расширенного воспроизводства и др.), начинают действовать и новые законы (основной закон социализма, закон социалистического распределения по труду и др.) Эти новые законы являются специфическими по отношению к старым законам, перешедшим новые материальные образования вместе со старыми связями и отношениями. Последние являются общими, поскольку действуют в материальных образованиях всех низших стадий развит, включая сюда и данную, высшую стадию, а первые - лишь в материальных образованиях высшей стадии развития.

 

Будучи специфическими, вновь появляющиеся законы не могут быть формой проявления старых законов, поскольку они регулируют качественно новые отношения, отражающие новую, более высокую ступень развития данного класса явлений.

 

Здесь мы рассматривали соотношение общих и специфических законов, изучаемых частными науками. Но как обстоит дело с взаимосвязью законов диалектики и законов частных наук? Законы диалектики являются всеобщими, и проявляются они лишь через другие, частные по отношению к ним, законы. Например, закон перехода количественных изменений в качественные не проявляется помимо частных, конкретных закономерностей взаимосвязи качественных и количественных изменений, свойственных конкретным формам движения материи и конкретным явлениям, а действует только через них. Аналогичным образом ведет себя и закон единства и борьбы противоположностей. Действуя в каждом конкретном явлении, он проявляется через конкретные общие и специфические законы, характеризующие единство и борьбу противоположных сторон этого явления. Точно так же обстоит дело и с другими наиболее общими законами, изучаемыми марксистской философией. Проявляясь через специфические, частные законы и будучи органически связанными со всем их содержанием, законы диалектики, однако, имеют свое особое содержание, которое позволяет говорить о них как о самостоятельных законах. Их особым содержанием является именно то, что повторяется во всех соответствующих частных законах и процессах. То же, что является специфическим, особенным для каждой конкретной области, где проявляется тот или иной закон диалектики, не входит в содержание всеобщего закона.

 

Анализируя закон отрицания, Энгельс писал: "...я ничего еще не говорю о том особом процессе развития, который проделывает, например, ячменное зерно от своего прорастания до отмирания плодоносного растения, когда говорю, что это - отрицание отрицания.

 

Ведь отрицанием отрицания является также и интегральное исчисление....Когда я обо всех этих процессах говорю, что они представляют собой отрицание отрицания, то я охватываю их всех OpHIDI этим законом движения и именно потому оставляю без внимания особенности каждого специального процесса в отдельности" *. Особенное (специфическое), характерное для того или иного конкретного процесса, как раз и составляет основное содержание специфических, частных законов. Именно поэтому познание того или иного закона диалектики недостаточно для управления каким-либо конкретным процессом. Для этого прежде всего необходимо знание специфических, частных законов, которым подчиняется данный конкретный процесс.

 

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 145.

 

Таким образом, законы диалектики, будучи всеобщими законами, действующими во всех формах движения материи, имеют свое особое содержание, позволяющее отличать их от других, менее общих законов. Однако действуют они не самостоятельно, а лишь через другие законы, являющиеся по отношению к ним специфическими.

 

Здесь действует та же закономерность: данные общие законы проявляются через другие - специфические - лишь потому, что они касаются одних и тех же отношений, связей.

 

Если законы диалектики существуют только через специфические законы, изучаемые конкретными науками, то общий метод познания и действия, выработанный на их основе, должен применяться в каждом случае по-особому, лишь преломляясь через специфические законы, действующие в познаваемом явлении.

 

Метод же, разработанный на основе общих законов, открываемых конкретными науками, может применяться лишь к познанию таких явлений, в которых эти общие законы действуют. Например, метод познания, выработанный на основе действующего во всех общественно-экономических формациях общего закона соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил или на основе закона об определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке, не может быть применен к познанию законов развития и функционирования языка, ибо указанные общие законы не проявляются через последние. Но этот же метод вполне применим к познанию, например, специфических законов взаимодействия базиса и надстройки в социалистическом обществе или специфических законов соответствия социалистических производственных отношений производительным силам, имеющим место в социалистическом обществе, преломляясь, разумеется, через специфические законы данной формации.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ

 

Практические потребности человеческого общества на определенном этапе его развития приводят к тому, что от познания причинности люди переходят не только к познанию необходимости и закономерности, но и к познанию всего многообразия причинно-следственных связей. А поскольку последние о условливают возникновение и существование всего многообразия свойств предметов и явлений, постольку люди неизбежно приходят к необходимости целостного осознания всех этих свойств, их взаимодействий и изменений. Одновременно с этим познание все новых и новых причинно-следственных, необходимых связей заставляет людей выявлять саму организацию этих связей. С накоплением же знаний о предмете как целостном комплексе взаимодействующих элементов, находящихся в определенной связи друг с другом, появляется необходимость в выработке новых категорий - категорий содержания и формы.

 

Содержание вещи есть совокупность всех ее элементов, их взаимодействий и изменений. Понятно, что согласно этому определению к содержанию вещи относятся не только ее элементы и их взаимодействия друг с другом, т. е. внутренние взаимодействия, но и внешние взаимодействия вещи, т. е. ее взаимодействия с другими объектами.

 

Так, содержанием атома являются входящие в него ядро, электроны, взаимодействия между ними, а также его реально существующие внешние взаимодействия. Содержание молекулы воды - это входящие в нее атомы, т. е. два атома водорода и один атом кислорода, их взаимодействия друг с другом, а также взаимодействия этой молекулы с другими такими же молекулами, приводящие при определенных условиях к образованию наиболее устойчивой ассоциации.

 

Содержание способа производства материальных благ составляют его взаимодействующие элементы - производительные силы и производственные отношения, которые в своем единстве определяют социальную, политическую и духовную жизнь людей. Содержание произведения искусства есть отражение действительности посредством идеи, темы и оценки, взятых в их единстве.

 

Форма вещи есть организация устойчивых связей между ее элементами. Так, например, согласно модели Уотсона и Крика, формой, молекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты - "хранителя" генетической информации) является ее организация в виде длинной двойной спирали, а также ее связи между основаниями, при помощи которых цепи ДНК удерживаются вместе. Формой способа производства материальных благ выступает система связей между его элементами, т. е. та связь, которая выражается в законе соответствия производственных отношений производительным силам.

 

Форма произведения искусства - это прежде всего его композиция, сюжет и язык.

 

Любая система всегда имеет как содержание, так и форму.

 

Ни при каких реальных условиях, никогда и нигде не существует неоформленного содержания и бессодержательной формы. Находясь в органической связи, содержание и форма представляют собой противоположные стороны вещи. Определяющей тенденцией содержания является тенденция изменчивости. Определяющая же тенденция формы - тенденция устойчивости.

 

Не только любая материальная система, но и любая идеальная t система обязательно имеет и содержание, и форму. Так как идеальная система есть отражение системы материальной, то уже из определения рассматриваемых категорий следует, что в состав содержания идеальной системы могут войти только взаимодействующие элементы отражения материальной системы. У идеальной системы не только форма, но и содержание идеально. Это, конечно не отрицает определенного совпадения элементов содержания идеальной системы с элементами содержания отраженной ею материальной системы.

 

Отражение и отраженное, как известно, всегда имеют совпадающие признаки. Вместе с тем они имеют и признаки различающиеся,

 

КРИТИКА ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ И МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИИ НА СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМУ

 

Разработка категорий содержания и формы, осмысление закономерности их соотношения происходили на протяжении всей истории философии. В связи с материалистическим или идеалистическим, диалектическим или метафизическим истолкованием этих категорий шла непримиримая, никогда не прекращавшаяся борьба. И если метафизики, как правило, отрывали содержание и форму друг от друга, то идеалисты либо отрицали объективный характер этих категорий, либо объявляли форму чем-то сугубо идеальным, возвышающимся над земными предметами и порождающим их. При этом метафизический разрыв формы и содержания обычно сохранялся.

 

Так, античный идеалист Платон употреблял понятие формы в том же смысле, в каком он использовал понятие идеи. Отвергнув платоновский "мир идей", выдающийся древнегреческий философ Аристотель, однако, не сумел подняться до последовательно материалистического понимания содержания и формы. Б его учении ясно виден и метафизический подход к этим категориям. Деятельным, активным началом, по Аристотелю, является лишь форма. Она предшествует материи - началу содержательному, но пассивному и инертному. Активная форма может соединиться с пассивной материей, и тогда появится какая-либо конкретная вещь. Такие взгляды не могли не привести Аристотеля к идеалистическому выводу о существовании мирового духа, выступающего в роли "формы всех форм".

 

В средние века именно эта часть учения Аристотеля была заимствована и "развита" итальянским доминиканцем, "князем схоластики и теологии" Фомой Аквинским. Согласно его учению, реформы, существующие в материи, произошли из формы без материи". Как сущность, так и само существование вещей возникают из формы, природа создана "из ничего" богом, а сам бог является "чистой формой". Характерно, что в 1879 г. специальной энцикликой римского папы Льва XIII схоластическая система Фомы (Томы) Анвинского - томизм - была признана "единственно истинным" философским учением.

 

В философии нового времени субъективно-идеалистическое и во многом метафизическое истолкование категорий содержания и формы характерно для учения И. Канта. В этом учении проблема содержания и формы по существу была сведена к вопросу о содержании и форме мышления. По И. Канту, содержание мышления определяется чувственным восприятием объективно существующих "вещей в себе", но его форма - это нечто априорное, первичное во отношению к содержанию и не связанное с ним. Так, с точки зрения И. Канта, пространство и время являются априорными формами чувственного созерцания. В тот момент, когда человек пытается познать мир реальных явлений, он, с точки зрения И. Канта, как бы накладывает такие формы на познаваемые явления с целью приведения их в определенный порядок.

 

Типично идеалистические и метафизические тенденции во взглядах на содержание и форму не только полностью сохранились, ко даже усилились в современной буржуазной философии. Так, например, в философском словаре, вышедшем в 1957 г. в Штутгарте (ФРГ), говорится о том, что форма означает "...определенный и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от его "аморфного" материала (материи), содержания или содержимого" *. Нетрудно увидеть, что древнейшая идеалистическая тенденция понимания формы в этом определении выдерживается весьма последовательно. Идеалистические положения развивал и французский буржуазный философ А. Бергсон. Время или "чистая длительность, - как пишет он, - есть форма, которую принимает последовательность наших состояний сознания..." **. Время, таким образом, объявляется им формой сознания.

 

Идеализм и агностицизм характерен для взглядов на содержание и форму современного буржуазного естествоиспытателя и философа А. Эддингтона. По отношению к природе вещей вся система человеческого знания, утверждает он, "... только пустая скорлупа, символическая форма, а не знание содержания. Это знание структурной формы, а не знание содержания" ***. А. Эддингтон вообще считает, что "физическое исследование никогда не может проникнуть дальше формы" ****.

 

Идеалистическое и метафизическое истолкование категорий содержания и формы особенно характерно для современной буржуазной эстетики. Так, например, теоретики и практики формализма в искусстве отрицают всякую связь между содержанием произведений искусства и реальной жизнью; что же касается формы, то ей они уделяют главное внимание, считая, что именно форма раскрывает сущность искусства. Один из видных теоретиков современного формализма Клайв Бэлл приходит к выводу, что главное в искусстве "значимая форма", которая имеет цель в себе самой и служит только для вызывания эстетических эмоций. Люди, способные испытывать такие эмоции при восприятии произведений искусства, по словам К. Бэлла, "... заняты исключительно линиями и цветом, их связями, количеством и качеством; но отсюда они черпают эмоцию более глубокую, значительно более возвышенную, чем любая из тех, которые могут быть вызваны описанием фактов и идей" *****.

 

* "Философский словарь", М., ИЛ, 1961, стр. 622.

 

** А. Бергсон. Соч., т. 2, СПб., 1914, стр. 73.

 

*** А. Эддингтон. Пространство, время и тяготение. Одесса, 1923, стр, 198.

 

**** Там же, стр. 190.

 

***** "Современная книга по эстетике". М., ИЛ, 1957, стр. 357.

 

Идеалистическое истолкование категорий содержания и формы не позволяет вскрыть их объективную основу, отвлекает от исследования реально существующих вещей и процессов, искажает и извращает смысл происходящего. Наоборот, диалектико-материалистическое понимание содержания и формы облегчает познание тех конкретных процессов, которые отображаются этими категориями. А это открывает дорогу к практическому использованию познанного, дает возможность управления реально протекающими процессами.

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ

 

Если содержание, как было указано, есть совокупность всех элементов вещи, их взаимодействий и изменений, а форма - организация устойчивых связей между ними, то содержание не может существовать без формы, так же как и форма без содержания, они находятся в органической взаимосвязи и взаимозависимости. Ведь каждый элемент, с одной стороны, является "тем, что он есть" лишь при наличии его связей *. Элементы системы обязательно включают в себя и их связи. А это означает, что форма заключена в самом содержании. С другой стороны, организация устойчивых связей является в то же время и организацией элементов. Следовательно, можно сказать, что и содержание включается в форму. Поэтому даже в мышлении, в абстракции нельзя полностью "отделить" форму от содержания и наоборот. "...Содержание, - писал по этому поводу Гегель, - есть не что иное, как переход формы в содержание, и форма есть не что иное, как переход содержания в форму. Этот переход представляет собою одно из важнейших определений" **.

 

* См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 184.

 

** Гегель. Соч., т. 1, стр. 224.

 

Хотя содержание и форма находятся в единстве, но все же в этом единстве они имеют неодинаковое значение. Как правило, определяющую роль играет содержание, а определяемую - форма. Как само появление формы, так и многие ее особенности обусловливаются содержанием. Сказанное вовсе не означает, что форма является чем-то маловажным. Наоборот, она играет исключительно важную роль в существовании и развитии материального образования, вещи.

 

Значение формы, в частности, раскрывается в том, что определяющая роль содержания вовсе не делает форму "послушной", пассивно следующей за содержанием. Наоборот, форма обладает определенной самостоятельностью, относительной независимостью от содержания, оказывает на него активное воздействие. Такое воздействие может быть двух видов. Во-первых, форма может ускорять развитие содержания. Это происходит тогда, когда она в основном соответствует содержанию. Во-вторых, форма может замедлять его развитие. Подобное воздействие формы на содержание имеет место в том случае, когда она начинает не соответствовать содержанию.

 

Наличие этих видов воздействия вызывается тем, что форме, как уже указывалось, присуща тенденция устойчивости, а содержанию изменчивости.

 

На первом этапе существования вещи ее форма соответствует содержанию и вследствие этого играет положительную роль в его развитии, дает ему широкий простор. При активном содействии формы содержание развивается все дальше и дальше, а форма в основном остается неизменной. Проходит определенное время, и изменившемуся содержанию начинают мешать тесные рамки старой формы. Форма перестает соответствовать содержанию, наступает период их несоответствия, и форма уже тормозит развитие содержания. Несоответствие становится все большим и большим, форма сдерживает дальнейшее развитие содержания, и между ними назревает конфликт. В конце концов ушедшее вперед содержание сбрасывает устаревшую форму и разрушает ее. Но момент разрушения формы является вместе с тем и моментом гибели содержания. Разрушение устойчивых связей системы означает распад ее элементов и прекращение ранее существовавших взаимодействий. Разрушение же формы и распад содержания является ликвидацией всей системы.

 

Таким образом, соответствие формы и содержания, их единство, так же как и единство качества и количества, представляет собой "границу существования предмета".

 

Однако элементы старой системы способны к перегруппировке, к собственному видоизменению и видоизменению своих взаимодействий, к установлению новых связей. И момент гибели старой системы одновременно становится моментом рождения новой, моментом качественного преобразования первой во вторую. Эта вторая система также имеет и содержание, и форму, они тоже взаимодействуют и т. д. "...Борьба содержания с формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания" *, - вот как выразил В. И. Ленин эту закономерность.

 

* В. И Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 203.

 

В качестве конкретного примера диалектики содержания и формы можно взять взаимодействие формы и содержания производительных сил общества. Известно, что элементами производительных сил являются средства производства и люди, имеющие трудовые навыки, необходимые знания и в ходе взаимодействия осуществляющие производство материальных благ. Данные элементы представляют собой содержание производительных сил, а их формой является связь между людьми и средствами производства, т. е. формы собственности на средства производства.

 

В начале развития той или иной определенной общественно-экономической формации формы собственности, являющиеся формой производительных сил, соответствуют их содержанию. Производительные силы бурно развиваются. Однако развитие средств производства и особенно орудий труда, развитие трудовых навыков людей и увеличение объема их знаний приводят к тому, что существующие формы собственности начинают сдерживать общий рост производительных сил, и возникшее несоответствие между их формой и содержанием в конечном счете обязательно приводит к качественному изменению форм собственности.

 

Говоря о соответствии формы содержанию, следует иметь в виду, что оно никогда не бывает полным. Между содержанием и формой никогда не может быть абсолютного тождества. Оно не может существовать уже потому, что содержание и форма являются противоположными сторонами предметов и явлений, имеют противоположные тенденции: содержание всегда текуче, изменчиво; форма - устойчива. А если так, то известное противоречие между формой и содержанием существует всегда на любой стадии развития вещи. Поэтому в отношении формы и содержания речь может идти лишь об определенном, более или менее полном, соответствии.

 

Из изложенного следует, что при определяющей роли содержания по отношению к форме движущей силой изменения и развития вещи является взаимодействие между содержанием и формой. Этот вывод основывается на том, что содержание и форма представляют собой противоположности. А взаимодействие противоположностей является источником движения и развития объективной действительности и познания.

 

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ, ЭЛЕМЕНТ И СТРУКТУРА

 

Рассмотрение любой вещи как единства и взаимопроникновения содержания и формы означает рассмотрение ее как целого. Но в процессе познания целостного состояния вещи мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью познания частей, составляющих целое, элементов, образующих благодаря соответствующей взаимосвязи между собой определенную систему.

 

Часть - это относительно самостоятельный компонент, входящий в состав системы. Целое - это какая-либо определенная система, состоящая из взаимосвязанных частей и имеющая такие свойства, которые у частей отсутствуют. Так, например, частями молекулы воды как целого являются два атома водорода и один атом кислорода.

 

Каждый из этих атомов обладает относительной самостоятельностью и своей качественной особенностью, которые, с одной стороны, во многом определяют специфику целого, а с другой - подвергалось непосредственному влиянию его специфики. В то же время целое не сводится к простой совокупности его частей. Xopomo известно, что водород горит, кислород поддерживает горение, но вода горению препятствует.

 

Характеризуя соотношение целого и части, следует указать на существование различных типов целостности. Чаще всего говорят о трех таких типах. Первый тип целостности обычно называют механическим целым. Его примером может служить груда камней, куча песка и т. п. Части этого целого могут выходить и входить в него, практически не изменяясь. Вторым типом является организованное целое. Это уже такое целое, входя и выходя из которого части видоизменяются. Так, части атомного ядра - нуклоны в свободном и связанном состоянии отличаются друг от друга. Третий тип целостности - органическое целое. Части этого целого, входя в его состав, саморазвиваются. Таким целым является любой живой организм. Каждый из перечисленных типов целостности можно разложить на "подтипы" и т. д.

 

Относительно неделимая часть целого называется элементом. Конечно, "неделимость" элементов относительна. Говоря точнее, элементы - это такие составляющие, делимость которых в каком-либо конкретном случае не имеет существенного значения и поэтому ею можно пренебречь. Так, при некоторых исследованиях элементами атома можно считать его ядро и электроны, которые в этом случае будут рассматриваться как нечто совершенно монолитное. Однако ясно, что атомное ядро в действительности делимо. Можно говорить и об определенной структуре электронов. Из сказанного следует, что понятия части и элемента нельзя считать тождественными. Понятие части по своему объему шире понятия элемента - элемент не любая часть целого, а только относительно неделимая. Помимо этого следует учитывать, что понятие части соотносится с понятием целого, тогда как понятие элемента соотносится с понятием структуры. Именно структура каждой системы прежде всего зависит от составляющих ее элементов. В свою очередь и свойства элементов в значительной степени обусловливаются структурой этой системы, которую они образуют.

 

Понятием структуры эффективно пользуются в большинстве областей научного знания, и оно в настоящее время проходит процесс становления как философская категория. Исторически оно явилось итогом развития и конкретизации категории формы. Сейчас форму иногда определяют как структуру содержания. Самому же понятию структуры очень часто дают определение, весьма сходное с определением категории формы, что совсем неудивительно, но все же вряд ли правильно. Пожалуй, более верным будет определение структуры как устойчивых и сохраняющихся моментов системы.

 

Именно такое определение этого понятия сравнительно недавно начало появляться в специальных научных работах. Его тоже еще нельзя считать полностью удовлетворительным. Но философия, как и любая наука, носит творческий характер, она непрестанно развивается. Свидетельством этому, помимо всего прочего, является осуществляющаяся ныне разработка категории структуры.

 








Дата добавления: 2014-12-11; просмотров: 1205;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.063 сек.