ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В РЕГИОНЕ45
1. Ислам и гражданское общество в республиках
Северного Кавказа45
2. Традиционализм и гражданское общество73
3. Проблема гендерного равноправия на Северном Кавказе88
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ105
1. Концептуальные подходы к формированию
гражданского общества на Северном Кавказе105
2. Структуры гражданского общества на Северном Кавказе118
3. Ценность гражданского общества на Северном Кавказе142
ГЛАВА 4. ДИАЛОГ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА
КАК СРЕДСТВО РАЗРЕШЕНИЯ
КОНФЛИКТНОСТИ РЕГИОНА154
1. Концептуальные проблемы диалога154
2. Современный российский диалог
гражданского общества и власти164
3. Диалог в условиях Северного Кавказа171
ЗАКЛЮЧЕНИЕ192
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение состояния гражданского общества в России и особенно на Северном Кавказе является в современных условиях одной из самых актуальных политологических задач. Осмысление процесса становления гражданского самосознания в регионе, с развитым традиционализмом, конфессионализмом, конфликтностью, экономической отсталостью, нестабильностью этнополитического положения, радикализмом, экстремизмом, наконец, терроризмом, представляет особую трудность.
Автор – молодой Северо-Кавказский ученый, талантливый исследователь и просто смелая женщина, предприняла первые и решительные шаги в исследовании этого явления.
Работа написана на материалах республики Ингушетии, так как республика с одной стороны, является одной из репрезентативных республик – субъектов федерации в регионе. С другой стороны, в этом субъекте федерации наблюдается очень сложный процесс борьбы и взаимодействия власти республики и доморощенных институтов гражданского общества. Структуры гражданского общества привлекли внимание центральной власти к просчетам и ошибкам местного руководства, в результате чего произошла смена главы республики.
Работа написана на широкой эмпирической базе, в том числе на материалах собственных социологических исследований автора по направлениям: «Ценность гражданского общества глазами жителей Северного Кавказа», Взгляды избирателей во время выборов в Ингушетии; «Женщина в Ингушетии». «Историческая память народа»; «Ислам и гражданское общество на Северном Кавказе: противоречия и возможности взаимодействия».
Надо отметить, что Саида Сиражудинова формулирует в качестве исходных пунктов анализа общие проблемы формирования гражданского общества в России. Она классифицировала их в несколько тематических блоков основные теоретические разработки в исследовании гражданского общества в нашей стране, в том числе проанализировала проблему определения гражданского общества. По ее мнению, гражданское общество нельзя рассматривать односторонне, не учитывая три его взаимосвязанные составляющие, три его основы: личность и систему ее взаимосвязей и отношений; институты гражданского общества; общественный порядок, идеальную форму развития общества.
Автор особо выделяет роль свободной личности в становлении гражданского общества. Она базируется на одном из распространенных в России подходов к интерпретации понятия гражданского общества – антропоцентрическом принципе. В рамках этого подхода гражданское общество рассматривается через ценность отдельной личности, являющейся центром гражданского общества, и предполагающей отношение к каждому гражданину как к автономной, свободной и полноценной личности, имеющей неукоснительный приоритет прав и свобод – как гражданских, так и политических.
Автор рассматривает дискуссионные теоретические подходы, формулирующие необходимость построения гражданского общества в России, или, напротив, рассматривающие ценности европейского классического гражданского общества как противные и несвойственные особенностям российской цивилизации и русского менталитета. В работе выделяются три основополагающих подхода: концепция «существования» гражданского общества в России; концепция «неполноценного», «зачаточного» гражданского общества; концепция «отсутствия» и «невозможности» построения гражданского общества на Российской почве. При этом отмечается, что в современном дискурсе о необходимости построения гражданского общества в России и возможностях его построения преобладают в основном крайние точки зрения, а оптимальный вариант для России – придерживаться «золотой середины».
Автор солидаризировался с точкой зрения, о том, что определенные элементы гражданского общества сформировались и на настоящий момент реально существуют. Но при этом она отмечает, что развитие гражданского общества как ценности на уровне каждой отдельной личности, идеи и идеала общественного устройства – такое гражданское общество не сформировалось в России, и тем более на Северном Кавказе.
Автор анализирует такие особенности Северного Кавказа как ислам, традиционализм и проблема гендерного неравенства оказывают определяющее влияние на протекающие в регионе процессы, и на рассматриваемый соискателем процесс формирования гражданского общества в регионе. Ислам, детерминирует все сферы жизни северокавказского общества, во многом определяющего общественные, политические и личные мировоззренческие ценности местного коренного населения. Рассмотрение ислама как специфики Северного Кавказа, автор начинает с анализа проблемы взаимодействия религии и гражданского общества, определения их совместимости и противоречивости, приходит к выводу, что религия, значимость которой в последние годы резко возросла, является неотъемлемой частью гражданского общества. Автор рассматривает современную религиозную обстановку на Северном Кавказе, анализируя специфичность северокавказского ислама, отличающегося внутриисламским многообразием, наличием множества обособленных исламских религиозных общин внутри «традиционного» ислама, а также проблему их противостояния со структурами «нетрадиционного» ислама.
Основываясь на данных социологических исследований, соискатель доказывает, что глубокая укорененность национального аспекта в народном самосознании и важность ислама в жизни человека и общества несколько затрудняет возможность формирования гражданского общества в регионе, но не делает невозможным, так как современное северокавказское общество, несмотря на свою традиционность и глубокую приверженность исламу, общество смешанное, в которое также глубоко проросли и черты современности.
Автором рассматривается проблема традиционализма как специфика северокавказского общества, которую важно учитывать при построении гражданского общества в регионе, анализируются возможности сочетания традиционного общества и гражданского общества в условиях этнического многообразия, глубокой приверженности населения этническим традициям и обычаям.
Автором монографии было проведено социологическое исследование «историческая память народа», анализирующего последствия депортации, и ее восприятие в народном сознании. Результаты исследования показали, что историческая память у ингушского и др. народов региона чрезвычайно сильна, и она детерминирует его взгляды, сказывается на политическом процессе, усиливает национализм. С одной стороны традиционность региона создает определенные проблемы в построении здесь гражданского общества.
С другой, само общество, сочетая в себе черты традиции и современности способно приспособить к себе элементы гражданского общества и в то же время сохранить многие свои традиции, и продолжать следовать им. Элементы модернизации могут беспрепятственно прижиться в профессиональной и в политической сфере. Определенные изменения, пусть даже и намного медленнее происходят и в приватной сфере и в мировоззрении людей.
Немаловажная особенность региона – специфика гендерных отношений. Основная черта гражданского общества – свобода личности и равноправие. Автор проводит исследование проблемы гендерного равноправия, анализирует проблему положения женщины в традиционном обществе, основываясь на результатах проведенного социологического исследования на тему «Женщина в Ингушетии», состоящее из двух блоков, дополняющих друг друга и в совокупности отражающих как роли женщины в жизни общества, так и проблемы гендерного распределения ролей. В рамках исследования был проведен опрос экспертов, среди которых присутствовали мусульманские ученые и духовные лица, политики и ученые. Анализ совокупных результатов социологических исследований показали, что свободными в полном смысле слова женщин Северного Кавказа назвать пока нельзя, высокая традиционность общества оказывает значительное влияние на жизнь женщины и ее роль в обществе. Реальные права и возможности многих женщин далеки от норм гражданского общества, а гражданское сознание многих женщин не развито. Для достижения свободы и равенства на Северном Кавказе имеются значительные препятствия в виде традиционности, исламского фактора, образа жизни населения. Представления о женщине в глазах жителей Северного Кавказа и ее место в жизни общества мало соответствуют нормам и требованиям гражданского общества. Достижения гендерного равноправия в республике вряд ли придется наблюдать в скором времени. В настоящее время равноправия здесь нет, но ситуация не так безнадежна. Определенные модернизационные изменения в обществе начались и уже давно. Еще советская власть декларировала и привносила в жизнь кавказского общества элементы равенства мужчин и женщин. Предпосылки к равноправию и повышению роли женщины в жизни общества уже сформировались, а это важный шаг на пути к гражданскому обществу, которое нельзя построить, без равноправия. Признание, утверждение и воплощение в обществе свободы и равноправия необходимо. Без достижения этих основных принципов – трудно говорить о построении и сформированности гражданского общества.
Несмотря на то, что общество Северного Кавказа специфично, и структуры гражданского общества здесь развиваются в условиях ислама и традиционализма, отличаются своей активностью, в регионе заметна деятельность многих институтов (структур) гражданского общества. Исследователь отмечает, что, говоря о присутствующих на территории Северного Кавказа структурах гражданского общества необходимо учитывать их неоднородность, в силу чего, их можно подразделить на: классические структуры гражданского общества, композитные структуры и традиционные структуры. Среди основных структур гражданского общества на Северном Кавказе можно выделить: неправительственные организации (НПО); религиозные организации; средства массовой информации; оппозицию; выборы и партии. Эти структуры востребованы обществом, имеются предпосылки и необходимость для их создания. Для стабилизации обстановки и для развития гражданского общества важны организации способные влиять на власть и государственные институты, обозначивать проблемы.
Учитывая множественность подходов к проблеме гражданского общества на Северном Кавказе, автор приводит итоги проведенного им лично в 2010 г. социологического исследования на тему: «Ценность гражданского общества глазами жителей Северного Кавказа», в целях определить его ценность в глазах населения Северного Кавказа, и выяснить, как сами граждане видят необходимость его построения, и является ли оно ценным в сознании населения, и как понимают гражданское общество жители региона и понимают ли они его смысл и значение вообще? Проведенный анализ позволил автору сделать вывод, о том, что на основе совместных усилий власти и формирующихся общественных структур в Северо-Кавказском регионе в обозримом будущем будут реализованы классические ценности гражданского общества. Собственно говоря, другой альтернативы просто нет.
Кислицын С.А.
доктор исторических наук,
профессор СКАГС
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1279;