Проблема идеального в философии

Важнейшее свойство сознания – его идеальность. Идеальность – характерная черта, главнейший признак сознания,. обусловленный социальной природой человека.

Проблема идеального выступает как одна из принципиальных и актуальных проблем философии. Сложилось три основных философских позиций в отношении идеального.

1. Идеальное представляется как нечто оторванное от действительности, недостижимое или неполно постигаемое человеком.

2. Идеальное мыслится как нечто изначально возникающее в структуре человеческой практики.

3. Идеальное понимается как свойство сознания.

Термин «идеальное» восходит, скорее всего, к греческому понятию «idea» - «первообраз» и к латинскому «idee» – «мысль». Поэтому в категории идеального можно выделить три важных свойства:

1. идеальный образ невещественен и непротяжен;

2. идеальный образ обладает содержательным сходством с сопряженным с ним предметом;

3. идеальный образ способен стать частью субъективного мира человека.

Идеальное служит образцом для воспроизведения класса реальных предметов, выступает в качестве их сущности.

По поводу способа получения человеком идеального представления не существует единого мнения. В соответствии со взглядами Платона, идеальное в качестве объективно существующих первообразов созерцаются посредством внутреннего зрения (рациональной интуиции). Вслед за И. Кантом можно предположить, что идеальное как сущность просвечивается сквозь явление и для постижения его требуется сочетание чувственного и сверхчувственного познания. Наконец, Д.И. Дубровский считает, что идеальное возникает в результате переживания индивидом информации о внешнем мире в чистом виде.

Наиболее популярны в современной философии концепции идеального, созданные Д.И. Дубровским и Э.В. Ильенковым.

В концепции Д.И. Дубровского идеальное представляется как специфическое для человека отображение материального мира в субъективном плане в виде нейродинамической информации. Идеальное, таким образом, связано с индивидуальным уровнем субъекта, это – сугубо личностное явление, а не продукт общества. В процессе деятельности информация, заключенная в идеальном, актуализируется. Д.И. Дубровский подчеркивает, что идеальное формирует исключительно субъективную реальность.

Э.В. Ильенков в своих работах представляет идеальное в качестве компонента общественного сознания, к которому индивид приобщился. Идеальное не наследуется через материально-телесную сферу, оно передается человеку в процессе его включения в общество и культуру. Суть культуры заключается в возделывании идеального – посредника между человеком и вещами. Идеальное возникает в момент творческого напряжения человека и существует только в деятельности, а не в результатах.

Если Д.И. Дубровский отмечает, что в идеальном всегда остается нечто, не объективируемое во внеличностных формах культуры, то Э.В. Ильенков относится к идеальному как к объективно-принудительным схемам деятельности человека.

 

 








Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 7554;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.